Самовольные постройки, или просто самострой, в Москве пускают под снос очень давно: с первого официального события прошло уже больше ста лет. История сноса московского самостроя включает несколько крупных волн, включающих и ставшую знаменитой «Ночь длинных ковшей», и события помельче, но оттого не менее интересные. «Моспроекткомплекс» подготовил для вас статью о сносе самовольных построек в Москве – давайте вместе вспомним, как развивались события!
Снос самостроя в Москве: истоки
Вплоть до 1920 года официально закреплённого понятия самовольной постройки в российском юридическом поле не существовало. Конечно, на строительные работы теоретически требовалось разрешение – но на практике строительство велось стихийно, без учёта как текущей загруженности города, так и плана архитектурного развития.
Принципиально всё изменилось 25 марта 1920 года: в этот день Совнарком учредил в Москве санитарно-строительный комитет, в ведомстве которого находились как уже существующие постройки, так и будущее строительство. В число функций комитета входили:
- Руководство всеми зарегистрированными в Москве строительными структурами.
- Сбор сведений о постройках, зданиях и сооружениях.
- Утверждение планов и очерёдности нового строительства.
- Изменение и аннулирование строительных проектов и объектов.
Последний пункт представляет особый интерес, поскольку им напрямую была предусмотрена возможность сноса самостроя. К последнему стали относить новые самовольные постройки, которые возводились без согласования с комитетом. Помимо самостроя в юридическом понятии, сносили и объекты, мешающие претворению в жизнь нового градостроительного плана: таким путём, в частности, с карты Москвы исчезали не только дома и пристройки, но и целые переулки: например, Кречетниковский и Собачий.

СССР и 1990-е годы
После установления советской власти крупного самостроя в Москве, как и в прочих областях и республиках, практически не было: как в силу жёсткого регулирования, так и по причине активного законного строительства, зачастую настолько кардинально менявшего города, что самовольным постройкам просто не оставалось места.
В постсоветское время, благодаря резкому смягчению государственного контроля во всех сферах, процент самостроя сильно вырос, в то время как организованных мероприятий по сносу не проводилось. В результате и в Москве, и по всей России появилось множество самовольных построек разной бытовой и эстетической ценности; общим всегда оставалось одно – все они относились к категории самостроя.
В то же время правительством стали разрабатываться меры по легализации самовольных построек; в силу особенностей плана архитектурного строительства эта задача не всегда была осуществима, однако часть самостроя в Москве и области собственники благополучно перевели в категорию законных объектов строительства – и, таким образом, уберегли от сноса.
2006 год: снос «ракушек» и первая волна
Началом эпохи масштабного сноса самостроя в Москве можно считать лето 2006 года. В июне коммунальными службами были снесены преимущественно объекты самовольного строительства, принадлежащие автолюбителям:
- Гаражи-«ракушки», поставленные во дворах.
- Навесы и тенты, занимающие место над проложенными под землёй инженерными сетями.
Часть самостроя была убрана собственниками добровольно, после соответствующего извещения от властей; другие самовольные постройки были снесены в соответствии с постановлениями районных судов. Освободившиеся территории или снова были переданы в пользование жильцам, или пошли под обустройство дорог, стоянок (на этот раз законных), станций метро и прочих объектов.
Вместе с «ракушками» и навесами снос коснулся и таких объектов московского самостроя, как мансарды, автосервисы и автомойки, киоски и ларьки. Так началась первая волна сноса самовольных построек в Москве, плавно сменяющаяся новыми – и докатившаяся до нашего времени.
2009 год: снос «Черкизона»
Один из крупнейших рынков Москвы, Черкизовский, непрестанно обрастал новыми киосками, прилавками, пристройками, так что зафиксировать его границы не представлялось возможным. Что значительно опаснее, под рынком развивалась сеть своеобразных общежитий для продавцов – разумеется, также построенных самовольно.
Снос Черкизовского рынка, занявший продолжительное время, начался в августе 2009 года. Официальными поводами стали как обилие самостроя, так и наличие контрафактного и контрабандного товара, а кроме того – постоянное несоблюдение санитарных требований. В общей сложности было уничтожено свыше 15 тысяч торговых мест – не считая прилавков и ларьков, выходящих за пределы «Черкизона», но традиционно относимых к нему.

2011–2015 годы: продолжение борьбы с самостроем
С весны 2011 года по указанию властей Москвы было пущено под снос:
- Несколько самовольных построек в Горьковском парке. В их число входили шашлычные, киоски, рестораны, рекламные стенды, даже аттракционы.
- Более 10 тысяч ларьков по всей Москве.
- Более 300 объектов самостроя на перешедшей из федерального в региональное подчинение территории ВДНХ.
Нужно отметить, что в соответствии с распоряжением московских властей некоторые самовольные постройки, в частности торговые точки, предполагали снос в виде перемещения на охраняемую территорию. В дальнейшем собственники могли забрать своё имущество (уничтожалось оно по прошествии нескольких недель), а чтобы продолжить торговлю – выиграть тендер на общих основаниях.
2016 год: снос самостроя в Москве набирает обороты
Одна из самых известных страниц истории сноса московских самовольных построек – так называемая «Ночь длинных ковшей», случившаяся с 8 на 9 февраля 2016 года. Тогда в общей сложности была снесена почти сотня объектов самостроя: от палаток и ларьков до остававшихся до последнего времени неузаконенных гаражей. История повторилась в ночь с 28 на 29 августа: на этот раз под снос попало более ста самовольных построек. В отличие от предыдущего случая, более 30 из них было демонтировано самими собственниками.

Что происходит сейчас
С 2016 года снос самостроя, как новых, так и ранее не выявленных объектов, продолжается с усиливающейся интенсивностью. Так, согласно данным, представленным на сайте московского «Комплекса градостроительной политики и строительства», только в течение 2021 года были снесены:
- Самострой на территории школы в 1-м Неопалимовском переулке.
- Контрольно-пропускной пункт на Котельнической набережной.
- Шиномонтаж на ул. Бирюсинка.
- Заброшенная самовольная постройка на Большой Бутовской улице.
- Склад на Веерной улице и многие другие объекты самостроя.
По оценкам надзорных органов, сейчас в Москве остаётся свыше 7000 самовольных построек – а значит, говорить о завершении их сноса в ближайшие годы не приходится.
Преступные ошибки
Снос самостроя, как показала многолетняя практика, может больно ударить не только по собственникам, но и по историческому и культурному наследию Москвы. В частности, осенью 2020 года была признана самовольной постройкой и полностью разрушена кирпичная водонапорная башня, построенная в начале 1880-х годов. Основаниями для сноса посчитали отсутствие собственника и непостановка объекта на кадастровый учёт – а в результате Москва лишилась исторического здания.
Чтобы здание не попало в категорию самостроя, его возведение необходимо согласовать, а если самовольная постройка уже есть – легализовать её. «Моспроекткомплекс» выполняет все виды работ по техническому обследованию, проектированию и согласованию – мы поможем сделать ввести ваше здание в русло закона!