Виброакустическое обследование проводится как в комплексе мероприятий по экспертизе и легализации самовольных построек, так и в качестве самостоятельного вида технического обследования здания.

СОДЕРЖАНИЕ
Источники вибраций и шумов
На здания может действовать в переменном режиме широкий спектр факторов, оказывающих шумовое, вибрационное (виброакустическое) воздействие. Источниками могут служить естественные источники: сейсмическая активность, грунтовая активность, просадки и другие причины.
Множество источников бывают и техногенного характера, основные из которых – это нагрузка от личного и общественного транспорта, в том числе и железнодорожного, а также метрополитена.
В близи от здания может располагаться инженерное оборудование, динамическим режимом работы генерирующее
как
акустическую нагрузку на помещения здания и находящихся в них людей, так и вибрационную, в зависимости
от
расположения влияющую на колебания строительных конструкций здания. Шумное инженерное оборудование,
вызывающее
виброакустическое давление, может располагаться как за пределами здания или сооружения, так и в его
помещениях в
близости с рабочими местами.
Иногда возникают неблагоприятные виброакустические сочетания подобных нагрузок, из-за чего оказывается неблагоприятное шумовое загрязнение на рабочие места для людей, а также вибрационные нагрузки на строительные конструкции здания, влияющие на развитие повреждений в них, снижая общую механическую безопасность и подвергая опасности пребывающих в здании людей.
В таком случае возникает необходимость проведения качественного виброакустического обследования.
Виброакустическое обследование вибрации здания при влиянии метрополитена
Развитие метрополитена в городе Москве приобрело колоссальный масштаб – железобетонные тоннели для поездов уже много десятилетий проходят под исторической застройкой в самом сердце города, однако уже и пронизываются под многочисленными спальными районами, новопостроенными жилыми, промышленными, общественными зданиями и сооружениями. Вопрос виброакустического воздействия от движения поездов метрополитена актуален как и для старых зданий в случае новой проходки под ними ветки метрополитена, так и в случае нового строительства здания под существующими линиями метрополитена, а также при новом строительстве обоих объектов.
Наиболее важными для виброакустического изучения являются технические зоны (зоны влияния) станций и линий метрополитена мелкого заложения.
Предмет виброакустического обследования – физический процесс влияния подземного транспорта, основывающийся на передаче вибрации от метрополитена через грунт на фундаменты постройки, а в последствие с фундаментов выше по зданию на все остальные строительные конструкции – стены, колонны, перекрытия, покрытия. Воздействие может затрагивать непосредственно и рабочие места людей с точки зрения санитарно-гигиенических норм.
Методика проведения виброакустического обследования состоит в измерении вибрационных характеристик на грунте и фундаменте объекта, вычислении уровней виброскоростей на несущих конструкциях, а также расчета вибрации и резонанса на плитах перекрытия исследуемого здания. В виброакустическом обследовании используются следующие технические средства: анализатор шума и вибрации Ассистент SI V3RT и виброметр ВИБРАН-2.2. Оба прибора внесены в Госреестр СИ и имеют соответствующие свидетельства о поверке.
Виброакустическое обследование вибрации проводится в соответствии с:
-
ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 «Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта»;
-
СП 23-105-2004 «Оценка вибрации при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена»;
-
-
СП 465.1325800.2019 «Здания и сооружения. Защита от вибрации метрополитена».
По результатам обработки виброакустических измерений и виброакустических расчетов специалистами ООО «Моспроекткомплекс» подготавливается техническое заключение, в котором оценивается оценивается уровень вибрации и соответствие объекта вышеуказанным строительным стандартами и правилам.
Кроме метрополитена, аналогичное виброакустическое обследование проводится на предмет воздействия любых других видов транспорта или инженерного оборудования.

Обратитесь к экспертам «Моспроекткомплекс», и мы поможем вам разработать оптимальное решение
для вашего проекта! Наши профессионалы всегда готовы поделиться своим опытом и знаниями!
Email: info@mosproektkompleks.ru
Телефон: +7 (495) 150-05-61
(офис) , +7 (925) 150-00-55
(WhatsApp, Telegram)
Бесплатная консультация
от наших экспертов
Виброакустическое обследование шумового загрязнения рабочих мест
У каждого здания есть своё функциональное назначение, определяющее для работающих в нем людей характер трудовой деятельности и степень её тяжести. Для жилых и общественных зданий, а также жилой застройки, в санитарных нормах установлены предельные значения звукового (акустического) давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, что и является предметом исследования в случае акустического контроля рабочих мест при виброакустическом обследовании зданий.
Виброакустическое обследование рабочих мест заключается в установке микрофона в помещениях с закрытыми окнами и дверями на определенной высоте и расстоянии от стен на штативе, после чего производится регистрирация среднеквадратических уровней звука методом автоматического мониторинга с определенным шагом записи. Дополнительно отмечается и максимальный уровень звука. Виброакустические измерения проводятся в каждом помещении, где оборудованы рабочие места. Количество самих измерений зависит от площади помещений.
Виброакустическое обследование акустики и шума проводится в соответствии с:
-
ГОСТ 12.1.003-2014 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности»;
-
ГОСТ ISO 9612-2016 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах»;
-
ГОСТ 23337-2014 «Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий»;
-
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;
-
-
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
По результатам обработки виброакустических измерений и расчетов специалистами ООО «Моспроекткомплекс» подготавливается техническое заключение, в котором оценивается оценивается уровень акустического давления и соответствие объекта вышеуказанным строительным стандартами и правилам.
Виброакустическое обследование акустического давления проводится на предмет воздействия метрополитена, а также любых других видов транспорта или инженерного оборудования.
В виброакустическом обследовании используется анализатор шума и вибрации Ассистент SI V3RT, внесенный в Госреестр СИ и имеющий соответствующее свидетельство о поверке.
Расчет вибрационного влияния нового строительства на метрополитен
Обратной задачей виброакустического обследования вибрации здания при влиянии метрополитена является расчет и прогноз влияния нового строительства на метрополитен. Важным аспектом при возведении нового строительства, проведения реконструкции или самовольным строительстве и дальнейшей легализации самостроя является его урегулирование в структурах управления метрополитеном.
Метрополитен – важнейший строительный объект, и влияние на него со стороны новой застройки, реконструкции или самостроя должно быть рассмотрено максимально качественно и надежно во избежание любых чрезвычайных ситуаций.
Вибрационная оценка влияния строительства на метрополитен при виброакустическом обследовании выполняется в два этапа:
-
Техническое обследование сооружений метрополитена: перегонных тоннелей, тоннелей ОВУ. Характер обследования – натурный, инструментальный, сплошной. В виброакустическое обследование входят: обмерные работы конструкций тоннелей метрополитена, определение прочности бетона обделки, составление ведомостей дефектов и повреждений тоннелей метрополитена.
-
Вибрационный расчет и прогноз влияния строительства на напряженно-деформированное состояние конструкций сооружений метрополитена. Расчет выполняется в специализированном программном комплексе путем сравнительного анализа полученных значений НДС эксплуатируемых веток метрополитена до и после исследуемого строительства (реконструкции, самостроя – самовольной постройки). В процессе моделирования объектов решается плоская задача, а для грунта используется нелинейная упругопластичная модель Мора-Кулона. Моделирование учитывает послойное строение и определение бытового НДС грунта, ввод этапов строительства и задание их очередности. Полученные по результатам расчета максимальные значения прогнозируемых смещений и деформаций (эллиптичность) прикладываются в техническом заключении. В конце проводится проверка прочности элементов конструкций и вычисление коэффициента использования конструкций обделки. Графически в разрезе показывается зона влияния нового строительства (реконструкции, самостроя) и местоположения зоны метрополитена.

Виброзащита и шумозащита от виброакустического давления
Негативное воздействие вибрации и шума на конструкции здания и на работающих в них людей очевидно – в первом случае существует возможность появления и развития дефектов и повреждений, перехода объекта из работоспособного технического состояния в более опасное – ограниченно работоспособное или аварийное, а во втором случае проявляется негативное воздействие на самочувствие людей, при длительном воздействии нанося непоправимый физический ущерб здоровье людей, не говоря уже и об элементарном уменьшении качества труда и вытекающих из этого экономических последствий.
После проведения виброакустического обследования в случае несоблюдения строительных и санитарных норм возникает вопрос – что делать дальше? Наши специалисты дают ответ на него сразу в техническом заключении после обработки результатов виброакустического обследования, предлагают те или иные инженерно-технические и виброакустические рекомендации и мероприятия по защите объекта от излишней транспортной вибрации и структурного шума.
Преимущества виброакустического обследования
Виброакустическе обследование – важная и необходимая процедура, обладающая колоссальными преимуществами в сравнении с большинством других видов технического обследования:
Виброакустическое обследование проводится неразрушающим способом с помощью новейшего сертифицированного и высокоточного вибро- и шумоанализирующего оборудования – то есть без вскрытий конструкций и ослаблений сечений конструкций.
Вторым преимуществом виброакустического технического обследования, вытекающего из первого, является скорость выполнения инструментального исследования и подготовки технического заключения. Для Заказчика время и средства экономятся на том, что ему не нужно проводить косметический ремонт после вскрытий конструкций, которые характерны для технического обследования, например для определения арматуры.
Наши специалисты не только проведут виброакустическое обследование здания и оценят его соответствие действующим строительным и санитарно-гигиеническим нормам, но и дадут рекомендации по современной и качественной вибро- и шумозащите объекта. Это позволит обезопасить объект с точки зрения механической безопасности, а также улучшить и привести в норму рабочие места по санитарным критериям.
Виброакустическое обследование подразумевает дальнейшие мероприятия по защите строительных конструкций и рабочих мест от шумового загрязнения и динамического воздействия вибрации, что ведет к сохранению работоспособного технического состояния здания, благоприятным условиям его эксплуатации, сохранению здоровья людей и нормальному трудовому процессу.

Документы, необходимые для проведения виброакустического обследования
Исходная необходимая документация может изменяться в зависимости от точных целей виброакустического обследования: от метрополитена, автотранспорта, инженерного оборудования и пр. Подобными документами могут быть:
-
Поэтажные планы и экспликации помещений объекта виброакустического обследования, выданные БТИ;
-
Технические заключения (отчеты) о проведенных в прошлом экспертизах, обследованиях и прочих визуальных и инструментальных технических мероприятий на объекте;
-
Планы прохождения тоннелей метрополитена и данные о конструкциях тоннеля, в том числе частота движения поездов в час, размеры обделки, наличие притуннельных сооружений и вспомогательного (дополнительного) инженерного оборудования в радиусе здания – объекта виброакустического обследования;
-
Продольные профиля по трассе тоннелей метрополитена;
-
Технические характеристики, паспорта на инженерное оборудование.
-
Геологические изыскания участка местности за последние 5 лет (для расчета и прогноза влияния строительства на НДС метрополитена).