Размещение некапитальных объектов на землях в частной и федеральной собственности – процедура, предусмотренная Постановлением Правительства Москвы №1255-ПП, которое опубликовано 5 июня 2024 года и вступает в силу 1 сентября 2024 года, заключающаяся в разработке проекта и его согласовании в Госинспекции по недвижимости. Аналогия Поставления №1255-ПП – это 636-ПП, предусматривающее размещение временных некапитальных объектов на землях, арендуемых у города Москвы, однако в документах присутствуют и отличия.

СОДЕРЖАНИЕ
Порядок согласования некапитальных объектов в Москве на собственной или федеральной земле
Постановлением 1255-ПП от 05.06.2024 предусматривается контроль всего процесса ГКУ– Главного контрольного управления г. Москвы, но непосредственное рассмотрение и согласование делегировано Рабочей группе (состоит из представителей Москомархитектуры, Префектур, Госинспекции по недвижимости, МЧС), а выдает собственнику (заявителю) заключение (решение) Госинспекция. При этом в соответствии с п. 6.6. архитектурно-художественное решение некапитального объекта должно быть согласовано с Москомархитектурой.
Согласование размещения некапитального объекта распространяется стандартно на срок 10 лет. При этом по истечение периода эксплуатации существует возможность «продлить» жизнь некапитальному объекту на такой же срок на основании нового технического заключения о его безопасности, надежности, отсутствию нарушений, угрозы жизни и здоровью и, конечно, факте его некапитальности. Однако можно изначально в проекте размещения некапитального объекта обосновать его бóльший жизненный цикл. Эксперты «МосПроектКомплекс» напоминают, что согласно сложившейся судебной практике у некапитальных объектов срок эксплуатации предусмотрен до 20-25 лет, что исходит из их назначения, качества материалов, конструктива.
В Постановлении 1255-ПП предусмотрена максимальная разрешенная площадь некапитальных строений – 50% от площади земельного участка, свободного от застройки.
Иногда возникает путаница в связи с термином «свободная от застройки площадь земельного участка». Приведем наглядный пример. Представим – имеется участок 600 м2, а на нем здание общей площадью, допустим, 400 м2, что не суть важно – важна площадь застройки. Её можно посмотреть в техническом паспорте или самостоятельно прикинуть при одинаковых этажах объекта. Например, пусть наше здание имеет 4 однотипных этажа, значит, площадь одного из них – 400:4 = 100 м2, что и равняется в данном случае площади застройки. Свободная от застройки площадь земли = 600 – 100 = 500 м2. Следовательно, в рамках Постановления 1255-ПП разрешено размещать некапитальные строения на частной или федеральной земле до 250 м2, что равняется 50% от площади, свободной от застройки.
Соблюдя заранее все вышеуказанные параметры, заявитель, то бишь правообладатель земельного участка, находящегося в частной или федеральной собственности, или его законный представитель, должен предоставить в Госинспекцию по недвижимости города Москвы проект размещения некапитального строения. ГИН в свою очередь обеспечивает заседание Рабочей группы, принимающей решение.

Проект размещения некапитального строения по Постановлению 1255-ПП от 05.06.2024 разрабатывается специализированной организацией. Однозначного списка разрешительных лицензий для разработчика проекта в Постановлении не обозначено, однако опираясь на опыт нашей компании «МосПроектКомплекс» и на требования состава проекта размещения некапитального строения из официального текста документа, можно сделать вывод, что разработчик должен обладать СРО на проектирование, изыскания, лицензией МЧС, аккредитациями Росаккредитации на право негосударственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации. Для некапитальных объектов, планируемых к расположению в границах объектов культурного наследия, в культурном слое, потребуется лицензия Министерства Культуры (а также разработка дополнительного соответствующего раздела в проект). Далее рассмотрим как раз-таки стандартный состав проект размещения, четко прописанный в Постановлении 1255-ПП от 05.06.2024.
Важно
Постановление Правительства Москвы 1255-ПП применяется и объектов, которые возведены до 1 сентября 2024 года. Владельцам предписан срок три года на разработку и согласование проекта размещения некапитального строения на частной и федеральной земле (то есть до 1 сентября 2027 года).
Бесплатная консультация
от наших экспертов
Обратитесь к экспертам «Моспроекткомплекс», и мы поможем вам разработать оптимальное решение для вашего проекта!
Наши профессионалы всегда готовы поделиться своим опытом и знаниями!
Email: info@mosproektkompleks.ru
Телефон: +7 (495) 150-05-61 (офис) , +7 (925) 150-00-55 (WhatsApp, Telegram)
Проект размещения некапитального строения на землях в частной и федеральной собственности
Состав проекта размещения некапитального строения по 1255-ПП на землях в частной и федеральной собственности делиться на два части, первая из которых – часть архитектурно-графических решений с пояснительной запиской:
- Пояснительная записка;
- Проектные решения;
- Ситуационный, генеральный планы и план размещения некапитального объекта на земле в частной или федеральной собственности;
- Фотофиксация земельного участка;
- 3D-визуализация некапитального объекта, выполненная на материалах фотофиксации;
- Объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения некапитального объекта.
Согласно Постановлению 1255-ПП от 05.06.2024 вторая часть проекта является фактически техническим заключением, то есть развернутой текстовой информацией с обоснованием проекта размещения некапитального объекта, которая включает в себя:
- Подтверждение полноты и объема проекта;
- Соответствие применяемых конструкций и материалов строительным нормам;
- Проверка правильности расчетов;
- Подтверждение в целом проекта требованиям технических регламентов, ГОСТ, СП и пр. нормативов;
- Обоснование некапитальности объекта (как правило, подобный вывод формируется на основании четырёх устоявшихся критерии некапитальности), а также подтверждение его безопасности и отсутствия угрозы жизни и здоровью.

Для подачи официального обращения в Госинспекцию по недвижимости для согласования проект размещения некапитального строения по 1255-ПП на частной или федеральной земле в дополнение к нему потребуется приложить:
- Заявление (по установленной форме) о выдаче Госинспекцией заключения о размещении или отказе в нём на основании рассмотрения проекта размещения некапитального объекта;
- Доверенность представителя, если обращается не сам правообладатель;
- Копия паспорта (для физических лиц);
- Правоустанавливающие документы на земельный участок, находящийся в федеральной или частной собственности.
Для каких некапитальных объектов не нужно согласование по 1255-ПП
Следует понимать, что есть определенные критерии, которые позволяют не разрабатывать и согласовывать проект размещения по требованиям Постановления Правительства Москвы 1255-ПП. Среди них:
- Площадь некапитального строения до 20 м2;
- Площадь некапитального строения до 100 м2, если это открытый навес для обеспечения производственной деятельности;
- Площадь некапитального объекта до 40 м2, если представляет собой сборную заводскую конструкцию, имеющую паспорт (имеются в виду объекты контейнерно-блочного типа);
- Вид разрешенного использования земельного участка – ИЖС, садовничество, огородничество, личное подсобное хозяйство;
- Размещение некапитальных строений на земле в частной и федеральной собственности в целях обороны и безопасности;
- И др. менее распространенные случаи, которые отражены в п.7 Постановления 1255-ПП.
В каких случаях может быть приостановка процедуры
Госинспекция Москвы имеет право отказать в формировании положительного заключения о разрешении размещения некапитального объекта. Очевидно, что все подаваемые правоустанавливающие документы должны иметь действующий статус, легитимный характер. Проект в свою очередь должен соответствовать по содержанию заявленным в 1255-ПП от 05.06.2024 требованиям, а само строение в действительности должно быть некапитальным и безопасным.
Подводными камнями могут являться наличие на земельном участке выявленного объекта самовольного строительства (как их легализовать, читайте на этой странице ), а также несоответствием вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального и некапитального строительства, расположенных на нем.
Существуют и иные юридические нюансы – Госинспекция откажет в согласовании проекта размещения в случае ликвидации ЮЛ и при наличии сведений об изъятии земельного участка.

Последствия в случае бездействия правообладателя земли
Постановление 1255-ПП от 05.06.2024 гласит, что в случае выявление незаконно расположенного некапитального объекта на федеральной или частной московской земле Госинспекция по недвижимости оформляет акт по результатам выездного обследования. В течение 15 рабочих дней после этого ГИН имеет право ликвидировать самостоятельно спорных некапитальный объект.
Для объектов контейнерно-блочного типа ситуация немного лучше – потому что их можно беспрепятственно взять и перенести с участка в частной или федеральной собственности, что и будет сделано – Госинспекция по недвижимости транспортирует их на специальную площадку, после чего пойдет таймер обратного отсчета в 3 месяца, в течение которых необходимо обратиться за возвратом.
И, конечно же, собственнику будет выставлен счет за «оказанные услуги», включающие расходы на спецтехнику, демонтажные работы и работы по утилизации строительных отходов.
Отличия Постановлений 1225-ПП и 636-ПП
В первую очередь, в 1255-ПП от 05.06.2024 не приводится список разрешенных к размещению видов некапитальных строений. В 636-ПП он был внушителен: описаны и малые архитектурные формы, и хозяйственные площадки, и погрузочно-разгрузочные кластеры – причем для каждого типа указывается допустимая площадь, допустимое подключение инженерных систем (как правило, только электроснабжение, но есть и исключения), максимально разрешенное заглубление в основание – до 0,3-0,5 м.
Различаются составы и объемы необходимых технических документов. И для арендуемой земли, и для частной/федеральной собственности нужен проект, но в случае 1255-ПП он дополняется техническим полноценным заключением.
В Постановлении 1255-ПП в рамках согласования некапитальных объектов на частной или федеральной земле присутствует Москомархитектура, которая утверждает или отказывает в утверждении предлагаемый в проекте внешний облик строения. В 636-ПП подобная схема согласования не предусмотрена – решение принимает Межведомственная комиссия, причем про именно рассмотрение облика некапитального объекта в 636-ПП ничего не говорится.
В 1255-ПП в отличие от предшественника нет перечня разрешенных видов некапитальных объектов, но и нет запрещенного.
Наши преимущества
Комплексный подход за счет широкого спектра услуг
Допуски СРО, Росаккредитации, МЧС и Минкульта
Штатные проектировщики, архитекторы, судебные эксперты
Оптимальные и экономически выгодные экспертные решения
Объективные и достоверные выводы по ФЗ, ГОСТ и СП
Собственная строительная лаборатория
Стоимость разработки проекта размещения объектов некапитального строительства по 1255-ПП
Ниже в таблице приведены цены на группы услуг, которые могут потребоваться в рамках требований для выполнения проекта размещения некапитального объекта по 1255-ПП. Чтобы подготовить индивидуальное коммерческое предложение именно под Ваш объект, оставьте заявку по контактам на сайте. Наши специалисты свяжутся с Вами и императивно определят необходимый состав работ.
Вид работ, услуг
Цена, от
Изучение технического задания и исходных данных
бесплатно
Консультация по разработке Проекта размещения некапитального объекта по 1255-ПП
бесплатно
Инженерно-топографическая съемка участка местности (геоподосова)
60 000 руб.
Подготовка архитектурно-художественного решения (АХР) некапитального объекта
90 000 руб.
Разработка Проекта размещения некапитального объекта
70 000 руб.
Подготовка экспертного заключения о соответствии проекта требованиям ТР, СП, СНиП, ЕСКД и пр.
50 000 руб.
Разработка раздела «Обеспечение сохранности объекта культурного наследия» (ОСОКН)
150 000 руб.
Сопровождение согласования Проекта размещения объекта, не являющего капитальным, в Рабочей группе Госинспекции по недвижимости
договорная
Эксперт, ответственный за услугу

Комментарий от управляющего партнера, заместителя генерального директора
— Павла Коломойца