История первого столичного аквапарка, возведённого в 2002 году и просуществовавшего всего два года, стала примером грандиозного строительства, яркого начала — и долгих расследований причины обрушения. Несмотря на чётко сформированную позицию правоохранительных органов, сомнения в объективности экспертных выводов остаются и по сей день. О строительстве «Трансвааль-парка», случившейся трагедии и выяснении её обстоятельств читайте в статье от «Моспроекткомплекс».
«Трансвааль-парк»: строительство и технические характеристики
Возведение «Трансвааль-парка» началось весной 2000 года; под строительные работы был выделен участок на Голубинской улице (Ясеневский район). Проектирование сооружений было выполнено архитектурным бюро «Сергей Киселёв и партнёры» и главным конструктором Нодаром Канчели. Изначально «Трансвааль» планировался как крупнейший в столице комплекс развлечений на воде: порядка 7000 м2, то есть треть его площади, было выделено под аквапарк. На проектирование и строительные работы было выделено более 40 миллионов долларов, из которых более 17 миллионов долларов относилось к кредитным средствам.
В силу сложности лицензирования строительных компаний из Европы и отсутствия в стране ряда ГОСТов возведение комплекса сооружений было поручено турецкому подрядчику «Кочак Иншаат». Последний, помимо строительных работ, взял на себя долевое финансирование проекта, выделив порядка 16 миллионов долларов.
В июне 2002 года парк развлечений был торжественно открыт. Приведём важные технические характеристики объекта:
- В поперечном сечении «Трансвааль-парк» напоминал поднятый над водной поверхностью хвост кита.
- Вместимость парка составляла 2000 человек, из которых 700 могло одновременно находиться в зоне водных развлечений.
- В качестве фундамента использовалась железобетонная плита толщиной 1 м, отлитая из бетона В25.
- Наружные оболочки сложной геометрии поддерживались стальными полыми колоннами, расстояние между которыми составляло от 5,0 до 6,2 метра.
- Колонны были сопряжены с оболочками и фундаментом при помощи шарнирных соединений, что, согласно проекту, позволяло без разрушений выдерживать серьёзные динамические нагрузки.
- Участок для возведения «Трансвааль-парка» располагается в природной ложбине эрозионного происхождения, на момент строительства отчасти засыпанной отвалами грунта.
Кроме аквапарка, в «Трансвааль-парке» помещались небольшой ресторан, боулинг, кафе-бар, магазины сувениров, салон красоты, фитнес-зал и служебные помещения.
Краткая хронология трагедии в «Трансвааль-парке»
14 февраля 2004 года, в День Святого Валентина, после 19:00 началось обрушение кровли аквапарка. На тот момент внутри помещения находилось около 400 посетителей, из которых погибло 28 человек: 20 взрослых и 8 детей. Травмы получили 138 посетителей, в том числе 51 ребёнок.
Обрушение началось с одной из колонн опорного контура оболочки; за нею в лавинообразном порядке последовала примерно половина колонн контура. В общей сложности обрушилось почти 4000 м2 кровли. Весь процесс занял не более 40 секунд; из всех объектов, находящихся под общей крышей, не затронут обрушением оказался лишь бассейн для взрослых.
Расследование причин трагедии в «Трансвааль-парке»
Первоначально следственными органами рассматривалось пять возможных причин обрушения строительных конструкций:
- Неправильно заданные при проектировании прочностные параметры конструкций.
- Грубые ошибки при строительстве, приведшие к недостижению или быстрой утрате проектной прочности.
- Некорректные эксплуатация и обслуживание здания аквапарка.
- Высокая подвижность грунта, на котором был выстроен комплекс.
- Диверсия или теракт, направленные на устрашение людей или устранение бизнес-конкурента.
Последняя версия была официально отвергнута практически сразу после начала расследования, несмотря на весомые доводы в её пользу: во-первых, перед обрушением посетители слышали громкий хлопок, а во-вторых, камеры видеонаблюдения сняли динамическое повреждение первой из обрушившихся колонн, похожее на попадание противотанкового или аналогичного по силе действия снаряда. В результате расстояние между соседними несущими колоннами сразу увеличилось вдвое, что спровоцировало дальнейшее разрушение. Кроме того, выброс пыли, попавший на камеру, мог быть следствием подрыва взрывного устройства, установленного около колонны или непосредственно на ней. Первая разрушенная колонна в ходе расчистки была спешно вывезена на свалку наряду с другими, что сделало невозможным дальнейшее расследование в этом направлении.
В вероятность последней версии верили Юрий Гнедовский, председательствовавший на тот момент в Союзе архитекторов России, и главный архитектор парка развлечений Н. Канчели. Тем не менее, следов взрывчатки на месте происшествия обнаружено не было — и на этом с версией теракта было формально покончено.
В ходе расследования были постепенно отвергнуты предположения об ошибках строительства, резкой подвижке грунта и фатальных ошибках, допущенных при эксплуатации и обслуживании «Трансвааль-парка». Основной версией, таким образом, остались ошибки проектирования. В пользу этой гипотезы выдвигались следующие доводы:
- Над созданием проекта парка развлечений работали две команды архитекторов и инженеров, что неизбежно привело к несогласованности решений.
- Способ создания несущего каркаса аквапарка недостаточно хорошо сочетался с конструкцией ограждающих элементов, что привело к общей ненадёжности несущих колонн: разрушение одной из них закончилось падением большей части кровли.
Среди других ошибок проектирования, на которые указывал лично Ю. Лужков, — непринятие в расчёт деформаций сдвигового и радиального характера, а также установка колонн из недостаточно прочной стали.
В 2006 году Н. Канчели был амнистирован. Годом раньше рядом с парком установили камень в память погибших в результате трагедии. В 2013 году на месте парка развлечений открылся комплекс «Мореон», в который входит и часовня, построенная в память о жертвах обрушения.
Больше информации о правилах проектирования и строительства, архитектурных неудачах и шедеврах вы найдёте в блоге «Моспроекткомплекса». Ждём вас!