1. Управление статистики из «Служебного романа»

Sigwald, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Директор статуправления Людмила Прокофьевна Калугина, старший статистик Анатолий Ефремович Новосельцев, всезнающая секретарша Верочка, заместитель директора Самохвалов, неумирающий Бубликов и другие персонажи одного из популярнейших советских фильмов, вышедшего в 1977 году, большую часть рабочего времени, разумеется, проводят не в реальном здании, а в декорациях, построенных на студии «Мосфильм». Для наружных съёмок, включающих фасад и главный вход «статистического учреждения», был выбран бывших доходный дом, построенный в 1899–1900 гг. архитектором Ивановым-Шицем. Самые примечательные особенности здания — акцент на центральном угле, выдержанная «греческая» стилистика, огромное количество наружных и внутренних декоративных элементов: декоративных ваз, масок, виньеток. В советское время здесь располагались Наркомвод, Министерство речного флота, Совтрансавто, жили деятели культуры и науки. Сейчас здание, служившее фасадом для выяснения отношений между бывшими друзьями, ссор и признаний в любви, занимают Федеральное агентство морского и речного транспорта, а также ресторан «Большой». В 2008 году фасад дома на Петровке был отреставрирован, а в 2019 году здание было признано объектом культурного наследия регионального уровня.
2. Крыша с видом на Москву из «Служебного романа»
Ключевая сцена «Служебного романа», показывающая превращение Людмилы Прокофьевны из бесстрастного начальника в живого человека, была снята в доме Нирнзее, построенном в 1912–1913 гг. на месте бывшей дворянской усадьбы Кайсаровых. Огромное по тем временам девятиэтажное здание получило прозвище «тучереза»; в его оформлении гармонично сочетаются черты конструктивизма, модерна и неоклассицизма. На плоской крыше в дореволюционные времена располагался ресторан — отсюда открывался и открывается по сей день великолепный вид на Тверскую. Перед самой революцией здесь был оборудован павильон киностудии, а с начала 1920-х гг. в здании располагались всевозможные управленческие организации. После Великой Отечественной войны внутри был открыт садик, и воспитанников выводили подышать свежим воздухом прямо на крышу. В сцене с плачем Калугиной в глаза бросаются как большое количество цветов, так и красивые чугунные ограждения, подчёркивающие романтичность момента в противовес типичным «официальным» кабинетам статуправления. Сейчас в здании располагается Учебный центр РАТИ.
3. Дом Жени из «Иронии судьбы, или С лёгким паром!»
Один из основных посылов популярнейшего советского фильма, снятого в 1975 году, — максимальная схожесть типовых многоэтажных домов, захватывающих своей серостью весь мир. Мало того, одинаковы не только дома, но и улицы, на которых они стоят: так, в «Иронии судьбы» москвич Женя Лукашин и ленинградка Надя Шевелёва прописаны на 3-й улице Строителей, в доме №25. Примечательно, что на самом деле ни в Москве (за исключением периода с 1958-го по 1963 годы), ни в Ленинграде такой улицы нет — а сами дома главных героев стоят неподалёку друг от друга на проспекте Вернадского в Москве. Не являются они и типовыми: в общей сложности в столице было возведено всего три таких здания. По понятным причинам во время съёмок фасада на подъезд дома была повешена табличка с номером 25 — она неоднократно мелькает в кадре. Конечно, «внутренние» съёмки проводились в павильонах «Мосфильма»: в реальности показанной кинематографистами планировки не существует. Рядом с домом Жени располагается храм Архангела Михаила, ранее принадлежавший Новодевичьему монастырю и обильно украшенный в стиле барокко. В настоящее время к зданию пристроен корпус «Театра на Юго-Западе».
4. Дом Нади из «Иронии судьбы, или С лёгким паром!»
Поскольку главная интрига фильма создаётся за счёт предельной схожести домов Лукашина и Шевелёвой, для съёмок жилища главной героини «Иронии судьбы» был использован второй дом «вернадской» серии, вплоть до мелочей схожий с Жениным. Именно сюда приезжает медленно трезвеющий после посиделок в бане Лукашин — о завязке фильма напоминают установленные на фасадах домов памятные таблички с изображением портфеля, из которого торчит банный веник. Табличка, висящая на доме Нади, цела и невредима до сих пор; аналогичная достопримечательность, располагавшаяся на доме Жени, почти сразу после установки была украдена. Оба дома возведены в период 1970–1975 гг. — таким образом, герои фильма живут в новостройках, о чём, в частности, упоминает Надя. Как и в случае с жилищем Жени, интерьерные съёмки проводились в павильоне киностудии — в том числе по причине оригинальной планировки, придуманной кинематографистами. Именно дом №113 использовался для съёмки ночного общего плана, а также уличных перемещений Жени и Ипполита. Интересно, что уже после выхода «Иронии судьбы» на экран на основе домов Жени и Нади была разработана новая строительная серия шестнадцатиэтажек — П3-16.
5. Коммунальный дом из «Покровских ворот»

Amm789, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Фильм, снятый в 1982 году, начинается со сцены прощания Константина Ромина с домом, в котором он провёл молодые годы: после разрушения здания на обломках вдруг заиграл граммофон, показывающий бессмертие памяти. В действительности дом, расположенный в Нащокинском переулке, благополучно стоит и сегодня: вместо него под снос пошло трёхэтажное здание бывшего трактира Сорокина, пострадавшее ещё во время революции 1905 года. Для «внутренних» съёмок использовался другой дом: строению в Нащокинском переулке не соответствуют ни планировка квартиры, ни расположение лестниц. Кроме того, рядом с домом, в котором проживали Хоботов, Маргарита Павловна, Велюров и, конечно, сам Костя, не найти и знаменитой гипсовой статуи пионера. Правда, в этом случае загадок со зданиями нет: скульптура была просто-напросто на время съёмок перенесена из какого-то двора поблизости. В конце 1990-х гг. здание, в котором, согласно фильму, обитали Хоботов сотоварищи, было надстроено (добавились один этаж и мансарда) и перелицовано, так что узнать его, не предпринимая поисков нарочно, сегодня уже невозможно.
6. Дом Шурика, Бунши и Шпака из «Иван Васильевич меняет профессию»
В первую очередь фасад дома, где начались и закончились приключения Шурика, изобретателя машины времени, домушника Милославского и на время подменившего Ивана Грозного управдома Бунши, привлекает внимание необычным ломаным фасадом. Именно поэтому здание в народе называли «пьяным»: изгибы, на взгляд обывателя, располагались совершенно произвольно, что в контексте снятой в 1973 году комедии создаёт несколько фантасмагорическую атмосферу. Стоит отметить, что виды, открывавшиеся настоящему Иоанну IV с балкона, — результат качественного монтажа: из дома на Новокузнецкой при всё желании нельзя разглядеть Москвы-реки. В отличие от зданий из множества других советских фильмов, дом Шурика участвовал не только в фасадных, но и в интерьерных съёмках. На то время это была современнейшая, только что выстроенная многоэтажка, дополнительно подчёркивающая контраст средневековой и новой Москвы. Здание по сей день сохраняет статус жилого дома. Одно из принципиальных отличий от времени съёмок «Ивана Васильевича» — отсутствие располагавшегося здесь же магазина электротоваров, уступившего место обычному супермаркету.
7. ГУМ из «Я шагаю по Москве»

Ludvig14, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Фильм, снятый в 1963 году, запомнился зрителям не только продуманной композицией, одноимённой песней и напряжённой любовной линией, но и отличными видами на значимые для Москвы объекты. Так, в самом начале «Я шагаю по Москве» Коля и его новоиспечённый приятель Володя прогуливаются вдоль Чистых прудов, минуя шеренгу автоматов с газированной водой; другая заслужившая особое внимание публики сцена происходит в ГУМе. Здесь, в отделе граммофонных пластинок, работает нравившаяся Коле девушка Алёна. Такой отдел в ГУМе и правда существовал, однако, поскольку длительным съёмкам мешали бы посетители, для сцены разговора выстроили воспроизводящие реальный отдел грампластинок декорации. Таким образом, к настоящему зданию ГУМа относится лишь прогулка Коли и Саши, собравшегося покупать свадебный костюм. Сейчас отдела граммофонных пластинок в магазине на Красной площади нет; другие магазины, замеченные в кадре «Я шагаю по Москве», или упразднены, или поменялись местами — однако попробовать знаменитое мороженое из ГУМа, которое в фильме ест Саша, по-прежнему можно.
8. Стройка из «Операции “Ы” и других приключений Шурика»
Первый из трёх мини-фильмов, входящих в снятую в 1965 году «Операцию “Ы”», начинается со сцены в вытрезвителе — но всё остальное действие, включающее встречу студента Шурика и мелкого хулигана Феди, происходит на стройке. Для съёмок противостояния, погонь, послеобеденного отдыха и наказания Феди использовали настоящую стройку в активно застраивавшемся в то время районе Свиблово. Такое решение позволило не только сэкономить на реквизите, но и придать баталиям студента и хулиган максимальную реалистичность: актёры свободно могли бросаться стройматериалами, бегать по лестницам строящегося дома, пользоваться компрессором, отбойным молотком и другими инструментами. В будущей новостройке снималась и заключительная сцена «Напарника» с завёртыванием антагониста в рулон обоев и произнесением Шуриком легендарной фразы: «Надо, Федя. Надо!». На фоне происходящего строительства виднеется усадьба «Свиблово». Для съёмок панорамных планов была использована крыша располагающейся рядом со стройкой восьмиэтажки. Сегодня в здании размещается библиотека СВАО №86.
9. Дом Ляписа-Трубецкого из «Двенадцати стульев»

NVO, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons
Один из этапов поиска стульев с бриллиантами тёщи Ипполита Матвеевича связан с посещением Остапом Бендером редакции газеты, которой с успехом продавал свои стихотворные труды Никифор Ляпис-Трубецкой, а затем и посещением дома автора «Гаврилиады». Ляпис-Трубецкой, согласно экранизации 1971 года, живёт в знаменитом «доме со львами», не раз замеченном в отечественном кино. Название здание получило из-за располагающихся по обе стороны от главного входа каменных львов, стоящих в охранной позе и обращённых мордами к посетителям. Изначально в лапе каждого из львов был щит, усиливающий ощущение величественности; во время съёмок щитов уже не было — как, впрочем, и других фрагментов каменных статуй, например, передних лап и части зубов. Согласно самой распространённой версии, львы были повреждены во время Великой Отечественной войны, когда их перетаскивали в бомбоубежище; другие теории, в том числе о демонтаже щитов из-за нанесённой на них масонской символики, несостоятельны, поскольку не объясняют прочих повреждений. В настоящее время львы, охраняющие дом на Малой Молчановке, полностью отреставрированы — и снова держат в лапах щиты.
10. «Дом на ножках» из «Усатого няня»

Gennady Grachev from Moscow, Russia, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons
Легко узнаваемый дом, высящийся на высоких сходящихся под углом бетонных подпорках, в фильме 1977 года стал фоном для хулиганских выходок Кеши: именно в него будущий воспитатель детского сада врезается на мотоцикле, пытаясь произвести впечатление на девушку. Дом, относящийся к серии II-57/17 и возведённый в 1968 году, стал третьим в своём роде: первые два находятся на Смоленском бульваре и возле станции «Алексеевская». Помимо основной заслуживающей внимания детали, в доме интересно расположение балконов: они стоят не ряд в ряд, а в шахматном порядке, создавая таким образом ощущение просторности. Подземная часть дома из-за необходимости глубокой забивки свай обустраивалась сравнительно долго; зато этажи строились с рекордной скоростью — по одному в 7–10 дней. Не в последнюю очередь такая быстрота обусловлена использованием новаторских крупных панелей, созданных на вибропрокатном оборудовании. Второй уровень дома выполняет чисто техническую роль — квартиры начинаются с третьего этажа. В настоящее время дом из «Усатого няня» остаётся жилым — и, несмотря на необычность конструкции, не нуждается ни в масштабном ремонте, ни в расселении.