Разрешение на строительство — это в официальном порядке, согласно законодательству РФ, оформляемый
документ, выдача которого позволяет застройщику приступить к проведению на земельном участке или уже выстроенном
объекте (частном или многоквартирном доме, производственном комплексе, торговом центре) строительно-монтажных
работ, заключающихся в возведении объекта (жилого дома, промышленного комплекса, административного здания) или
его реконструкции.
«Моспроекткомплекс» расскажет, в каком порядке производятся выдача и получение разрешения на строительство того
или иного типа объекта, какой перечень документов необходимо подготовить застройщику для получения разрешения на
строительство частного, многоквартирного дома, промышленного сооружения или общественного здания, кто выдаёт
разрешение на строительство, как процесс выдачи разрешения на строительство связан с получением разрешения на
ввод в эксплуатацию — и в каких ситуациях получение разрешения на строительство того или иного типа объекта
(здания торгового центра, промышленного сооружения, жилого дома, линейного объекта) не требуется.

СОДЕРЖАНИЕ
Вводная информация: назначение разрешения на строительство и цели, достигаемые путём выдачи и получения документа
Как прямо указывается в статье 51, части 1 Градостроительного кодекса (для краткости — ГрК), разрешение на строительство того или иного класса объектов (зданий, помещений, сооружений, жилых домов) выполняет одну ключевую функцию: разрешение на строительство подтверждает, что подготовленная с целью выполнения строительно-монтажных работ (собственно возведения объекта или его реконструкции) проектная документация в полном составе соответствует требованиям действующей в РФ законодательно-нормативной базы.

В частности, выдача и получение разрешения на строительство, вне зависимости от категории рассматриваемого капитального объекта, подтверждает, что:
- Жилой дом, здание коммерческого назначения, опасный промышленный объект и прочие типы капитальных построек планируются к возведению (или уже возведены) на земельном участке, находящемся в законном пользовании застройщика, а следовательно, не будут расцениваться как самострой. В противном случае, даже если разрешение на строительство, а равно и ввод в использование для капитального объекта будут выданы, государственный орган, решивший проверить легитимность размещения на территории капитального объекта или проведения на объекте реконструкционных работ, может поднять вопрос о необходимости сноса постройки, будь то жилой дом, здание коммерческого назначения или промышленный комплекс, — а владельцу объекта, даже при получении ЗОС и разрешения на строительство, придётся заплатить немалый штраф;
- Капитальный объект, для которого ответом на вопрос, нужно ли получение разрешения на строительство, является «да», планируется к размещению или, в случае проведения реконструкции, уже размещается на земле, правила пользования которой, как и перечень разрешаемых на данном участке видов деятельности, не запрещают возведения или изменения конфигурации объекта, будь то жилой дом, здание коммерческого назначения или промышленное сооружение, в предусмотренном проектной документацией порядке. Отметим, что правила пользования землёй и список разрешённых видов деятельности устанавливаются для участков, как располагающихся в Москве и Московской области, так и лежащих в прочих регионах страны, индивидуально, исходя из представлений местных властей;
- Проектные документы, включающие сумму инженерных и архитектурных решений, в полном объёме отвечает требованиям действующего российского законодательства: Градостроительного, Жилищного, Водного, Земельного кодексов, совокупности законов и подзаконных актов, в том числе регионального уровня, а также всем непосредственно касающимся капитального объекта, для которого осуществляются выдача и получение разрешения на строительство (а впоследствии — на ввод в эксплуатацию), критериям ГОСТов, СП, СНиПов, СанПиНов и прочих регламентирующих документов. Фактически выдача разрешения на строительство объекта капитального типа, будь то жилой дом, административное здание или промышленный объект, а равно и получение разрешения на строительство застройщиком, гарантирует последнему отсутствие претензий со стороны проверяющих инстанций к проектной документации — но получение разрешения на строительство не означает, вследствие возможности совершения ошибок в ходе капитального строительства или реконструкции, автоматической выдачи разрешительного документа на ввод объекта в действие;
- При проектировании мероприятий по возведению или реконструкции капитального объекта, в отношении которого рассматривается вопрос, нужно ли получение разрешения на строительство (этот вопрос мы рассмотрим в следующем разделе) и возможна ли выдача названного документа, учтены все требования относительно обеспечения безопасности: рабочих во время проведения строительно-монтажных работ; людей, находящихся внутри или в непосредственной близости капитального объекта, для которого уже выдано разрешение на ввод в действие (сотрудников, посетителей, пациентов, постояльцев, жильцов и так далее); окружающей среды; памятников культуры и истории, располагающихся на одной территории с капитальным объектом, застройщик которого находится в процессе получения ответа на вопрос, как получить разрешение на строительство.

Исходя из перечисленных выше положений, можно заключить, что выдача разрешения на строительство необходима, в соответствии с действующим в 2023 году регламентом, для:
- Капитальных объектов (жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений), за исключением перечисленных ниже случаев, когда ответ на вопрос, нужно ли получение разрешения на строительство, — нет;
- Линейных объектов (автотрасс, железнодорожных путей, трубопроводов), в отношении которых действуют общие правила выдачи и получения разрешения на строительство, в частности, содержащиеся в вышеупомянутой статье ГрК под номером 51.
Кроме того, отвечая на вопрос, нужно ли получение разрешения на строительство для капитального объекта, застройщик должен иметь в виду, что выдача разрешения на строительство осуществляется для жилых домов, промышленных сооружений, зданий торговых центров и прочих категорий объектов, которые:
- Только планируется возвести на принадлежащем застройщику или выделенном уполномоченным органом земельном участке; в таком случае речь идёт о получении разрешения на строительство нового капитального объекта;
- Подлежат, вследствие объективной необходимости или желания владельца, реконструкции, то есть изменению конфигурационных параметров здания; в таком случае речь идёт о выдаче разрешения на строительство в целях реконструкции уже существующего капитального объекта;
- Были выстроены или реконструированы с нарушением тех или иных норм российского законодательства, в том числе статьи ГК под номером 222, содержащей наиболее полный перечень признаков самостроя и порядок обращения с незаконными постройками, и теперь, вследствие получения предписания надзорного органа, нуждаются в легализации, то есть переводе капитального объекта в статус законно возведённого, с оформлением ЗОС, разрешения на ввод в эксплуатацию и прочей необходимой документации.
Перед тем, как получить, согласно актуальным отечественным нормам, разрешение на строительство какого бы то ни было капитального объекта, будь то жилой дом, здание общественного назначения или промышленное сооружение, застройщику не помешает проверить, нужно ли получать разрешение на строительство (а впоследствии, соответственно, на ввод в пользование). Сделать это поможет приведённый в следующем разделе нашей статьи список объектов, для которых выдача разрешения на строительство не нужна.
Получать или нет: в каких ситуациях выдача разрешения на строительство не требуется
На вопрос, нужно ли получение разрешения на строительство какого-либо капитального объекта (здания торгово-развлекательного центра, промышленного комплекса, жилого дома и так далее), отвечает перечень, приведённый в статье 51, части 17 ГрК. Выдача разрешения на строительство (а в дальнейшем и на ввод в эксплуатацию) не является необходимой для нижеперечисленных категорий возводимых или реконструируемых объектов:
- Жилых домов (коттеджей, особняков), относящихся к группе индивидуального жилищного строительства (для большей краткости — ИЖС) и располагающихся на выделенных под такое строительство участках. Исключение — нуждающиеся в разрешении на строительство объекты ИЖС, на возведение или реконструкцию которых выделяются средства фонда долевого строительства;

- Частных и садовых домов (дач), располагающихся на территориях, выделяемых гражданам, без необходимости выдачи разрешения на строительство, для ведения личного (не преследующего получение коммерческой выгоды) хозяйства;
- Построек, в том числе гаражей, а также подсобных сооружений, располагающихся на участках, отводимых гражданам для ведения личного (не связанного с коммерческой деятельностью) хозяйства;
- Жилых домов, зданий коммерческого, промышленного назначения и прочих капитальных объектов, изменение которых не предусматривает замены в значимой степени или демонтажа несущих строительных конструкций, а также изменения внешних габаритов. Вместе с тем получение разрешения на строительство необходимо для капитальных объектов, если проектная документация предполагает демонтаж несущих конструкций, устройство цокольных помещений, входных групп, мансард и аналогичных элементов, а также изменение наружных размеров, вне зависимости от того, будет капитальный объект в новых габаритах соответствовать правилам землепользования или нет;
- Капитальных объектов (зданий, корпусов, пристроек, сооружений), подвергаемых капитальному ремонту. Следует иметь в виду, что в соответствии со статьёй 52, частью 11 ГрК получение разрешения на строительство в данном случае всё же может потребоваться — если проектная документация предусматривает замену или восстановление несущих конструкций;
- Буровых скважин, при условии, что для создания или реконструкции объектов этой категории подготовлены и согласованы соответствующие проектные документы;
- Капитальных зданий и сооружений, представляющих собой объект интересов российских дипломатических служб за рубежом: посольств и консульств. Несмотря на отсутствие необходимости в получении разрешения на строительство (а впоследствии и ввод в эксплуатацию), работы по возведению или реконструкции таких объектов ведутся в соответствии как с проектными документами, так и с положениями законодательно-нормативной базы данного государства;
- Линейных объектов, создаваемых или реконструируемых с целью перекачки природного (неочищенного) газа. Однако выдача разрешения на строительство объекта, относящегося к указанной категории, обязательна, если среднее рабочее давление в трубопроводе превышает 1,2 МПа;
- Сооружений мачтового и башенного типа, предназначающихся для монтажа антенн радиопередачи. Вместе с тем без получения разрешения на строительство не обойтись, если высота таких сооружений больше 50 метров.
Комментарий от эксперта
Руководитель отдела консалтинга:
также застройщику не придётся задаваться вопросами, как получить разрешение на строительство какого бы то ни было объекта и нужно ли получение документа вообще, если отсутствие необходимости выдачи разрешения на строительство предусматривается региональным или муниципальным законодательством, как Москвы и Московской области, так и прочих субъектов страны.
Кроме того, выдача разрешения на строительство не требуется, если объект, в отношении которого застройщик задаётся вопросом, нужно ли получение документа, не требуется (как и в случае с вводом в эксплуатацию), если такой объект не относится к категории капитальных. Однако и в этом случае для размещения некапитальных объектов, от лавок до разборных киосков, в зависимости от обстоятельств может потребоваться согласование местных властей.
Бесплатная консультация
от наших экспертов
Обратитесь к экспертам «Моспроекткомплекс», и мы поможем вам разработать оптимальное решение для вашего проекта!
Наши профессионалы всегда готовы поделиться своим опытом и знаниями!
Email: info@mosproektkompleks.ru
Телефон: +7 (495) 150-05-61 (офис) , +7 (925) 150-00-55 (WhatsApp, Telegram)
Выдача однозначно необходима: в каких ситуациях требуется получение разрешения на строительство
Положение, согласно которому получение разрешения на строительство жилого дома, коммерческого здания, промышленного сооружения или какого-либо иного капитального объекта, а также выдача разрешительного документа на ввод в эксплуатацию могут не требоваться, если данное положение предусмотрено местным законодательством, вносит в вопрос, нужно ли получение разрешения на строительство, некоторую неопределённость. Прояснить ситуацию помогает список объектов капитального типа, для которых выдача разрешения на строительство (как и на ввод в использование) является обязательным условием, содержащийся в статье 51, части 5 ГрК. Застройщику не придётся задаваться вопросом, нужно ли получение разрешения на строительство для общественного здания, жилого дома, промышленного комплекса или иного строения, если вновь возводимый или реконструируемый объект относится к одной из следующих категорий:
- Объекты, располагающиеся на территории, выделенной под недропользование. При этом получение разрешения на строительство для таких зданий, помещений и сооружений не требуется, если речь идёт о залежах природных богатств местного, не представляющего федерального интереса, значения;
- Объекты, возведение и пользование которыми затрагивают интересы атомной и космической сферы: атомных реакторов, сопутствующих зданий и сооружений, могильников, космодромов, специализированных предприятий и так далее. В такой ситуации выдача разрешения на строительство, как и на ввод в пользование, капитального объекта осуществляется соответствующей госкорпорацией: «Роскосмосом» или «Росатомом»;
- Инфраструктурных объектов, относящихся к области гидроэнергетики, воздухоплавания, железнодорожного сообщения, военной промышленности, а также располагающихся в подконтрольных России акваториях и шельфовых зонах;

- Капитальных объектов, вновь возводимых или уже существующих на территориях, относящихся к лесному фонду. Разрешение на строительство, а впоследствии и на ввод в эксплуатацию, подлежит выдаче, если такое здание, вкупе с прилегающими лесами, планируется использовать в качестве рекреационной зоны;
- Капитальных объектов, будь то жилые дома или здания иного назначения, находящихся в границах природных заповедников и аналогичных зон, для которых предусмотрен особый режим использования.
Комментарий от эксперта
Руководитель отдела консалтинга:
не придётся задаваться вопросом, нужно ли получение разрешения на строительство, и застройщику, планирующему работы по реконструкции или приспособлению объекта культурного наследия, предполагающие замену, восстановление или демонтаж несущих конструкций, а также изменение параметров, непосредственно влияющих на возможность сохранения исторического облика и обеспечения безопасности ОКН. Ответ в данном случае — однозначно «да»: застройщику понадобится узнавать, как получить разрешение на строительство, подготавливать необходимые документы — а впоследствии и заниматься получением разрешения на ввод в пользование.
Кто выдаёт разрешение на строительство жилых домов, административных зданий и прочих капитальных объектов
Как становится ясно из частей 3–6 уже неоднократно процитированной статьи 51 ГрК, выдача разрешения на строительство (как и на ввод в использование) может являться прерогативой следующих государственных инстанций:
- Федеральной исполнительной властью. Получение разрешения на строительство осуществляется в указанной инстанции в случае, если объект (капитальное здание, сооружение, жилой дом, а также объекты линейного типа) принадлежит к территориям двух или более регионов РФ, даже если работы планируется вести в границах одного субъекта;
- Региональной исполнительной властью. Выдача разрешения на строительство органами регионального подчинения производится, если капитальный объект, в отношении которого планируются работы по возведению или реконструкции, размещается в границах двух или более муниципальных районов или округов;
- Органом районного самоуправления. Получение разрешения на строительство (как, в дальнейшем, и на ввод в использование) жилых домов, зданий коммерческого и промышленного назначения в инстанциях этой категории необходимо, если объект располагается на территории двух или более поселений или на «промежуточной» земле;
- Государственной корпорацией «Росатом». Выдача разрешения на строительство объекта капитального типа выполняется этой инстанцией, если такой объект относится к области атомной энергетики;
- Государственной корпорацией «Роскосмос». Получение разрешения на строительство, а затем и на ввод в эксплуатацию, производится застройщиком в данной инстанции, если капитальный объект относится к космической отрасли.
В остальных случаях, когда ответом на вопрос, нужно ли получение разрешения на строительство, является «да», выдачей документа занимается орган местной власти.
Законодательная база: какими законами и нормативными документами регламентируется получение разрешения на строительство
Помимо не раз упомянутого выше Градостроительного кодекса, выдача разрешения на строительство (как, в дальнейшем, и на ввод в использование) жилого дома, здания торгового центра, промышленного комплекса или иного капитального объекта регулируется:
- Федеральным законом №191, для большей краткости — 191-ФЗ. Представляет собой документ, вводящий в силу положения Градостроительного кодекса, в том числе и содержащейся в нём статьи 51;
- Федеральным законом №210, для краткости — 210-ФЗ. Регламентирует порядок выдачи разнообразных документов, для получения которых необходимо обращение в государственные инстанции, в том числе и разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию;
- Приказом Министерства строительства №446/пр. Содержит образцы бланков, заполняемых при выдаче разрешений на строительство капитального объекта, будь то жилой дом, здание коммерческого назначения или промышленное сооружение, а также на ввод в эксплуатацию;
- Приказом Министерства строительства №334/пр. Включает положения, регламентирующие процессы выдачи и получения разрешений на строительство и на ввод в использование отдельных категорий капитальных объектов.
Помимо перечисленных документов, процессы выдачи и получения разрешения на строительство, а также внесения в документ изменений, в том числе в связи с необходимостью продления сроков, регулируются совокупностью критериев и рекомендаций, приводимых в ГОСТах, СП и прочих регламентирующих документах.
Получение разрешения на строительство капитального объекта: порядок действий застройщика
Выдача разрешения на строительство для того или иного капитального объекта (жилого дома, административного здания, промышленного сооружения) осуществляется в несколько непременных этапов:
- Застройщик обращается в проектную организацию для подготовки проекта в целом или его недостающих частей (например, ПМТ или ППР). Компания «Моспроекткомплекс» имеет все необходимые для проектирования капитальных объектов допуски, лицензии и сертификаты — мы разработаем проектную документацию, которая без ненужных сложностей пройдёт согласование и утверждение;
- При необходимости, например, в процессе легализации капитального объекта, застройщик заказывает проведение технического обследования, результатом которого становится оформление проектной организацией ЗОС. Компания «Моспроекткомплекс» выполняет полный комплекс работ в рамках технического обследований, судебно-технической экспертизы, а также мониторинга зданий и сооружений, с использованием современного точного оборудования и профессиональных программных сред. Кроме того, «Моспроекткомплекс» проводит все виды инженерных изысканий: от гидрогеологических до топографических;
- С пакетом подготовленных «Моспроекткомплексом» для получения разрешения на строительство проектных документов, а также дополнительной документации (правоустанавливающих документов; положительного экспертного заключения относительно проекта, если последнее требуется; ЗОС; АГР; заключением историко-культурной экспертизы и прочими документами по требованию контролирующих инстанций), а кроме того, с заявлением на выдачу разрешения на строительство жилого дома, коммерческого здания или иного капитального объекта застройщик обращается в уполномоченный орган. Обращение за получением разрешения на строительство (как и на ввод в использование) может осуществляться застройщиком как лично, так и посредством многофункционального центра или портала «Госуслуги», — а также, при наличии соответствующей возможности, разрешение на строительство может быть запрошено при помощи региональных или муниципальных интернет-порталов;

- В течение пяти рабочих дней уполномоченный орган, в который застройщиком были поданы заявление на выдачу разрешения на строительство и пакет сопутствующих документов, проводит проверку полноты, достоверности и соответствия документации положениям законодательно-нормативной базы, после чего выносит положительное или отрицательное решение о выдаче разрешения на строительство жилого дома, коммерческого здания, промышленного сооружения или иного капитального объекта. В случае, если речь идёт о получении разрешения на строительство для объектов, относящихся к культурно-историческому наследию, закон допускает продление сроков рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство — на месяц и более;
- При вынесении положительного решения застройщик получает разрешение на строительство, после чего может приступать непосредственно к работам — вплоть до необходимости получения разрешения на ввод капитального объекта в пользование;
- При вынесении отрицательного решения застройщик может или исправить отмеченные уполномоченным органом недочёты (например, отсутствие тех или иных частей проекта), или, при несогласии с выводами госоргана, опротестовать отказ в выдаче разрешения на строительство общественного здания, жилого дома или иного объекта в судебном порядке.
Срок действия разрешения на строительство в общем случае равняется продолжительности запроектированных работ; для ИЖС документ сохраняет силу на протяжении 10 лет со дня выдачи.
Комментарий от эксперта
Руководитель отдела консалтинга:
в разрешение на строительство должны быть внесены, путём нового обращения в уполномоченный орган, соответствующие изменения, если требуется продление срока, а также если застройщиком принято решение о смене подрядчика или юридическое лицо, играющее роль застройщика, изменило организационно-правовую форму.
играющее роль застройщика, изменило организационно-правовую форму. Получение разрешения на строительство с «Моспроекткомплексом»: идеальная проектная документация — гарантия быстрого результата!
Компания «Моспроекткомплекс» располагает полным пакетом документов, необходимых для осуществления проектной деятельности, в том числе лицензией Министерства культуры для ведения работ на объектах культурного наследия. В нашем арсенале — точное современное оборудование, прошедшее регистрацию в Росстандарте, и профессиональные программные комплексы, обеспечивающие абсолютную минимизацию вероятности появления ошибок и высокую совместимость рабочей документации. Наша гордость — собственная передвижная лаборатория, оснащённая приборами неразрушающего контроля и позволяющая нам проводить выездные обследования любых объектов на территории Москвы и Московской области.
Стоимость и сроки подготовки документации, необходимой для получения разрешения на строительство, зависят от наличия у заказчика исходных и промежуточных данных, необходимости в проведении инженерных изысканий, техобследований и мониторинга, суммарной площади объекта, присутствия потенциально опасных зон и прочих факторов. Чтобы узнать, сколько будет стоить разработка проектной документации, являющаяся первым шагом к выдаче разрешения на строительство, а затем и на ввод в эксплуатацию, позвоните нам или закажите обратный звонок в форме на сайте: специалист «Моспроекткомплекса» перезвонит в удобное для вас время и проведёт бесплатную вводную консультацию!
Комментарий от эксперта
Руководитель отдела консалтинга:
кроме того, выдача и получение разрешения на строительство постфактум необходимы в рамках легализации самовольных построек — к последним могут быть отнесены капитальные объекты, возведённые с нарушением требований ГрК и прочих документов, входящих в законодательно-нормативную базу (например, расположенные на не оформленной должным образом земле или без получения разрешения на строительство), а также выстроенные законно, однако с допущением тех или иных нарушений (в том числе пренебрежением необходимостью согласования проектных документов или требованиями по получению разрешений на строительство и ввод в пользование капитального объекта) подвергшиеся изменению конфигурации, то есть реконструкции. Процесс, помимо собственно получения разрешения на строительство, в данном случае включает множество предварительных шагов, в том числе проведение технического обследования капитального объекта (промышленного комплекса, общественного здания, жилого дома) и оформление заключения о соответствии обследованной постройки действующим нормам, для краткости — ЗОС. В 2023 году государственный регламент в отношении порядка выдачи разрешения на строительство и легализации принципиальных изменений не претерпел — а значит, собственнику самостроя по-прежнему потребуется узнавать, нужно ли получение разрешения на строительство в его случае, кто выдаёт разрешение на строительство капитального объекта — и как получить разрешение на строительство с наименьшими усилиями.