Чикаго для современного человека — город небоскрёбов и широких улиц, стали и бетона. Так было не всегда: всего полторы сотни лет назад Чикаго по преимуществу представлял собой болотистую местность с расставленными как придётся домами и отсутствием нормальной канализации. Всё изменилось после исторического события, названного «подъёмом Чикаго»: благодаря гению североамериканских инженеров город в буквальном смысле поднялся на несколько метров, стал чище и удобнее для жизни. Что собой представляли и как проводились работы, расскажет «Моспроекткомплекс».

Грязь старого Чикаго
Географически город, пока ещё не ставший отчизной самых знаменитых гангстеров, располагался возле озера Мичиган, на крайне малой высоте над уровнем воды: в среднем около 60 сантиметров. Почва, во время ежегодных паводков напитываемая водой, была, мягко говоря, не приспособлена для того, чтобы служить прочной опорой для обычных кирпичных и деревянных зданий, не говоря уже о грядущих небоскрёбах.
Не улучшала ситуацию и невозможность полноценно отводить дождевую воду и канализационные стоки: в весенне-летний период улицы Чикаго оказывались затоплены и покрыты смесью грязи и отходов жизнедеятельности людей и животных.
Среди красноречивых названий, полученных некоторыми из постоянно затопляемых чикагских дорог, стоит выделить такие:
-
«Безнадёжная трясина».
-
«Бездонное место».
-
«Кратчайшая дорога в Китай» (то есть на противоположную сторону Земного шара).
Город, по праву называемый грязнейшим в Северной Америке, служил рассадником дизентерии, холеры, тифа и прочих заболеваний, напрямую связанных с избыточным количеством нечистот. В частности, в 1854 году вспышка холеры погубила более 5% населения Чикаго, взрослых и детей.
Разумеется, в таких условиях жить дальше было нельзя; к середине 1850-х годов городские власти всерьёз озаботились приведением Чикаго в состояние, не представляющее опасности для горожан — и первым шагом к улучшению должно было стать обустройство общегородской канализации.
unknown..Jonathanriley at English Wikipedia.Later version(s) were uploaded by Emijrp at English Wikipedia., Public domain, via Wikimedia Commons
Чикагская канализация и подъём города
Идея централизованной канализации, позволяющей избавляться от грязи городских улиц, была одобрена и утверждена муниципальными властями в 1856 году. Проект канализационных сетей разработал инженер Эллис Чесброу; заключался он в следующем:
-
Трубы для отведения стоков прокладывались непосредственно по чикагским улицам: протягивать их в болотистой, постоянно затопляемой почве не имело смысла.
-
Над трубами насыпался слой смешанного с гравием грунта, образующий новую поверхность улиц.
-
На насыпанный слой укладывалась мостовая, располагавшаяся в среднем на 1,5 метра выше исходной; максимальная разница в высоте составила 2,4 метра.
Понятно, что с ростом высоты улиц становилось необходимым обеспечение доступа к жилым домам, офисам и прочим постройкам, часть которых оказалась ниже уровня новых мостовых. Выхода из ситуации нашлось ровно четыре:
-
Часть зданий, которой можно было пожертвовать, просто снесли.
-
Другие дома, ныне представляющие историческую ценность, оставили на старом месте, оборудовав входы на уровне второго этажа.
-
Некоторые строения подняли на требуемую высоту при помощи сложной системы домкратов.
-
Наконец, отдельные постройки передвинули на другие места — так, чтобы они не мешали развитию нового градостроительного плана.
Весь процесс подъёма, превративший Чикаго в чистый город с первой в Америке централизованной канализацией, занял чуть больше десяти лет — и подарил мировой истории несколько любопытных примеров использования современных инженерных технологий.
Подъём Чикаго: первые успехи
Первый кирпичный дом массой около 680 тонн и длиной 21 метр, был поднят в начале 1858 года. Здание на пересечении Рэндольф- и Дирборн-стрит. При помощи двух сотен домкратов с винтовым механизмом здание поднялось приблизительно на 1,9 метра — как отмечалось в чикагских газетах, без малейших признаков разрушения. Работами руководил инженер из Бостона Джеймс Браун: позднее он, в сотрудничестве с коллегой из Чикаго и тёзкой Джеймсом Холлингсвортом, основал компанию, специализировавшуюся на подъёме домов — благо подъём затронул весь Чикаго, и спрос на услугу только возрастал.
В течение 1858 года компания Брауна — Холлингсворта подняла более 50 каменных и кирпичных строений; в начале следующего года она получила заказ на подъём целого городского квартала. Разумеется, в Чикаго существовали и другие аналогичные компании; но именно эта, первая по времени возникновения, добилась наибольшего успеха, как в плане развития технологий, так и в финансовом отношении.
Подъём половины квартала на Лейк-стрит
В начале 1860 года компания, принадлежавшая Брауну и Холлингсворту, осуществила новый масштабный проект: подъём половины квартала, располагавшегося на Лейк-стрит. На улице располагались офисы, типографии, бары и магазины — общая длина строений составляла почти 100 метров. По большей части это были четырёх- и пятиэтажные здания из кирпича и камня: общая их масса равнялась 35000 тонн, а площадь поднимаемых оснований — около 4000 м2.
Уникальность инженерно-технических работ, выполненных с целью подъёма зданий в Чикаго, заключалась в следующем:
-
Постройки были подняты всего лишь за пять суток.
-
Для осуществления подъёма понадобилось всего 600 домкратов с винтовым механизмом и столько же рабочих.
-
Высота расположения зданий выросла в среднем на 1,42 метра.
-
В течение всего срока работ поднимаемые строения использовались по назначению: здесь по-прежнему работали, совершали покупки и заходили в бар после тяжёлого трудового дня.
Непосредственно подъём зданий занял меньше суток: перед тем, как приступить к заключительным операциям, устроители работ позволили собравшимся вокруг зрителям пройтись по улице, располагавшейся на старой высоте.

Edward Mendel, Public domain, via Wikimedia Commons
Подъём отеля на Лейк-стрит
Отель «Тремонт-Хаус», располагавшийся на пересечении Лейк- и Дирборн-стрит, выполнялся одним из основных конкурентов компании Брауна и Холлингсворта — кооперативом «Эль, Смит и Пульман». Прекрасно выстроенное кирпичное здание высотой в шесть этажей имело такую же площадь основания, что и половина близлежащего квартала: около 4000 м2. Как и в ранее описанном случае, во время подъёма здание продолжало использоваться по назначению; мало того, поскольку работы проводились в крытом котловане, не все постояльцы были осведомлены о происходящем — и с удивлением отмечали, что лестница, ведущая в отель, становится всё круче, а окна первого этажа, до которых можно было достать рукой, выросли над исходным положением более чем на шесть футов, или 1,8 метра.
Подъём Торгового дома Роббинса
Массивное пятиэтажное здание, каркас которого был собран из литого чугуна, имело длину 46 метров, ширину 24 метра и массу, с учётом хранящего внутри товара, порядка 27000 тонн. Толщина каменных стен составляла почти 30 сантиметров. Строение было поднято на сравнительно малую высоту, 70 сантиметров — как обычно, с использованием системы домкратов. Вместе с домом рабочие подняли и каменную мостовую длиной более 70 метров.
При подъёме Чикаго активно использовалась и перевозка домов: как отмечали очевидцы, обычным зрелищем для того времени являлось пересекающее улицу — и при этом продолжающее функционировать — здание. Отдельно следует отметить вклад подъёма Чикаго в развитие инженерной мысли: именно здесь для подъёма строений были впервые применены не винтовые, а гидравлические домкраты.
Надеемся, вам понравилась наша статья — и приглашаем прочитать другие материалы от «Моспроекткомплекса»!