
Замысел Останкинской башни
История теле- и радиовещания начинается в Москве задолго до появления Останкинской — и даже Шуховской — башен. Прогресс напрочь лишён терпения, и 160-метровая «Шуховка», построенная в 1922 году, к началу 1950-х уже не способна была в полной мере обеспечивать запросы столицы. Радиовещание в те годы неуклонно развивалось, к нему в конце 1930-х годов добавилось телевидение — и городу потребовалась новая башня, выше, чтобы охватывать большую территорию, и крупнее, чтобы нести на себе новое современное оборудование.
Согласно предварительным инженерным расчётам, представленным в 1953 году С. Новаковским, С. Скачковым и Ф. Большаковым председателю Всесоюзного радиокомитета А. Пузину, высота новой телебашни, способной заменить Шуховскую, должна была составлять не менее 500 метров. Вещание с полукилометровой башни покрыло бы не только Москву и Московскую область, но и соседние регионы — а запаса её прочности хватило бы для размещения 15–20 независимых друг от друга студий.
Концепция новой телебашни была одобрена лично Н. С. Хрущёвым, и уже в 1955 году было подписано постановление о строительстве. Несмотря на многообещающее название, это стало лишь началом пути: впереди будущую Останкинскую башню ждали споры коллег по цеху, бесчисленные согласования и попытки затормозить строительство.

Концепция Останкинской башни: сталь или бетон?
По результатам объявленного в том же 1955 году государственного конкурса первое место занял проект телебашни, предложенный Киевским проектным институтом. Согласно исходной идее, новая башня, пока что не имевшая имени, должна была быть:
-
Выполнена из стали. За образец разработчики явно взяли ажурную конструкцию Эйфелевой башни, однако постарались сделать своё сооружение максимально непохожим на прототип — что не лучшим образом сказалось на эстетичности.
-
Оснащена многочисленными консолями, буквально выпирающими из основной вертикальной линии.
-
Зафиксирована многочисленными канатами, крепящимися к консолям.
Фактически в конкурсе победил проект, возможно, функционального, но совершенно не красивого, превосходящего по уродливости даже опоры ЛЭП сооружения. Такое решение было бы оправдано, если бы телебашню предполагалось разместить в недосягаемости для глаз человека, обладающего хотя бы минимальным художественным вкусом, — а не в самой столице.
Присутствовавший на слушаниях инженер Николай Васильевич Никитин резко выступил против победившего в конкурсе проекта и предложил альтернативную концепцию — высотную монолитную башню из предварительно напряжённого бетона. Несмотря на наличие успешно реализованных аналогичных проектов, в частности, Штутгартской 216-метровой телебашни, предложение Никитина было встречено скептически: полукилометровой отметки в высоту бетонные конструкции ещё никогда не достигали. Тем не менее, инженеру, уверенному в своей правоте, дали несколько дней на подготовку предварительного проекта — и он отлично справился с заданием.
Основной сложностью в строительстве высотной телебашни являлся вопрос прочности: сооружение должно было выдерживать не только свою массу и тяжёлые теле- и радиопередатчики, но и уверенно справляться с ветровой нагрузкой.
Идея изящной и вместе с тем прочной бетонной телебашни появилась у Никитина уже в первый день проектирования. Инженер предлагал обеспечить прочность бетонного сооружения за счёт:
-
Натяжения стальных тросов, стягивающих основание и вершину башни в одно целое. В отличие от проекта Киевского института, эти тросы не торчали беспорядочно снаружи, а были спрятаны в теле конструкции.
-
Использования в качестве наполнителя бетонного раствора гранитной крошки. Такое сочетание, по мнению Никитина, должно было обеспечить постепенный набор бетоном прочности.
Силуэт телебашни, разработанной Никитиным, напоминал перевёрнутый цветок лилии, опирающийся на слегка расходящиеся в стороны лепестки. Скорее всего, эту идею инженер позаимствовал у своего учителя — Ю. Кондратюка, разработавшего так и не реализованный проект Крымской электростанции. Впрочем, идея башни, опирающейся на широкое конусообразное основание, мягко говоря, не нова — взять хотя бы уже не раз упомянутую Шуховскую радиобашню.
Высокая и функциональная телебашня должна была быть, по утверждению самого Никитина, ещё и эстетичной. Художественную составляющую предварительного проекта взял на себя хороший знакомый инженера, архитектор Леонид Ильич Баталов. Благодаря ему сооружение приобрело:
-
Визуально выделяющиеся ярусы, оживляющие монотонную и оттого кажущуюся слишком громоздкой вертикаль башни.
-
Арочную структуру, благодаря которой массивное бетонное сооружение казалось не менее лёгким и ажурным, чем его стальные «соперники».
-
Высокий тонкий шпиль, «вырастающий» из основного тела башни и свободно устремляющийся в небо.

Представленная несколькими днями спустя концепция Никитина и Баталова была принципиально одобрена Госстроем — а значит, пришло время разработки детального проекта.
Сложности проектирования Останкинской башни
Большие вопросы уже на этапе проектирования и начала строительства телебашни вызывала её устойчивость: 505-метровое (по актуальному проекту) сооружение стояло на фундаменте глубиной всего лишь 4,6 метра. Под давлением Госстроя Никитин, уверенный в правильности своих вычислений, вынужден был:
-
Углубить основание телебашни на 2,25 метра.
-
Расширить основание на 1,5 метра.
-
Увеличить количество опор до 10 штук (по сравнению с исходными четырьмя).
Вынужденные изменения, как и можно было предположить, не привели Никитина в восторг — впрочем, в будущем они позволили увеличить высоту телебашни до рекордных 540,1 метра.
Несмотря на все коррективы, коллеги Никитина оставались недовольны — возможно, проектом, а может быть, и успехом инженера. Строительство долгое время тормозилось письмами «обеспокоенных граждан», требовавших укрепить телебашню вбиванием 40-метровых свай — однако в конце концов Никитин сумел отстоять свою правоту, и больше эстетическому облику телебашни ничего не угрожало.
Вопрос размещения Останкинской башни
Не меньше сложностей возникло с выбором места расположения башни. Сам Никитин хотел видеть своё детище на одном из московских холмов — там, по его мнению, высотное сооружение отлично вписывалось бы в городской ландшафт. Потом было предложено разместить телебашню на острове Балчуг; среди прочих последовательно появлявшихся вариантов — Черёмушкинский район, участки Кропоткинской улицы и Берсеневской набережной. Все эти места не подходили из-за особенностей почвы, не способной выдерживать массу полукилометрового бетонного сооружения.
В итоге долгих поисков для строительства был выбран Останкинский район: здесь хватало пространства, а грунт был достаточно прочен. Так высотное сооружение, разработанное Н. В. Никитиным, Л. И. Баталовым и множеством других учёных, инженеров и архитекторов, получило своё окончательное имя: Останкинская башня.
Технические характеристики Останкинской башни
Строительство сооружения продолжалось, с незначительными перерывами, с 1960-го по 1968 год. Работы были начаты ещё до утверждения окончательного плана — и возобновились после «свайного дела» только благодаря настойчивости Никитина, вмешательству журналистов и общественности.

Поскольку сдачу башни в эксплуатацию планировалось приурочить к 50-летию Октябрьской революции, 5 ноября 1967 была торжественно принята «первая очередь», а днём раньше с башни был отправлен первый телесигнал. Окончательно Останкинская башня была сдана 26 декабря 1968 года; в начале 1969-го городские антенны были перенаправлены в сторону телебашни, а весной того же года в сооружении открылись вращающийся ресторан и смотровую площадку.
Несколько фактов об Останкинской башне:
-
Высота сооружения со шпилем — 540,1 метра.
-
Высота телебашни без шпиля — 385,0 метра.
-
Масса бетонных и стальных конструкций — более 55000 тонн.
-
Средний диаметр основания (без учёта толщины опор-«лепестков») — 65,0 метра.
-
Высота опор — 62,0 метра.
-
Бетонные конструкции были преднапряжены 149 стальными тросами, защищёнными от коррозии «пушечным салом» — нефтяным маслом с загущающими добавками.
-
Тело башни сооружалось с использованием самоподъёмных кранов.
-
Для монтажа антенны были задействованы вертолёты.
-
Предельное расчётное отклонение вершины телебашни от вертикали — 14,0 метра.
-
Суммарная полезная площадь помещений — 15000 м2.
-
В башне расположено две обзорных площадки: на высоте 337 метров (остеклённая) и 340 метров (открытая).
Останкинская башня сравнительно легко пережила крупнейший пожар, случившийся 27 августа 2000 года. Реконструкционные работы закончились в 2007 году, а ещё два года спустя сооружение вернулось в нормальный режим эксплуатации.

Предсказание Никитина подтвердилось в полной мере: с годами Останкинская башня лишь набирает прочность — так, всего за 15 лет со дня завершения строительных работ этот показатель увеличился в 1,5 раза. На вопрос, сколько простоит сооружение, инженер отвечал: не менее трёхсот лет, — после чего потребуется небольшая реконструкция. Так это или нет, Никитин проверить не смог; не сможем, вероятно, и мы — а пока Останкинская башня остаётся примером грамотного проектирования, и обрушение ей не угрожает.
Заинтересовала статья? Очень рады — и рекомендуем почитать другие материалы от «Моспроекткомплекса»!