Центральный универсальный магазин, стоящий в центре Москвы, на Петровке, 2, — одно из самых известных российских торговых заведений. Здание ЦУМа, построенное более сотни лет назад, неоднократно расширялось и реконструировалось — при этом практически не страдая с точки зрения эстетики.
Исторические корни ЦУМа: «Мюр и Мерилиз»
Официальная история Центрального универсального магазина начинается почти за 30 лет до фактической. В 1857 году двое шотландских коммерсантов, Э. Мюр и А. Мерилиз, зарегистрировали объединяющее их фамилии наименование компании. В начале 1880-х годов шотландцы решают перебраться в Москву и открыть здесь свой бизнес — а в 1885-м на месте будущего ЦУМа открывается магазин, торгующий женскими шляпками и галантерейными товарами.
Коммерческий успех не заставил себя ждать: огромное здание галантерейного магазина исправно окупало себя и пополнялось новыми отделами — уже к 1890 году их насчитывалось более 25-ти. Положительным образом на торговлю повлиял новаторский подход учредителей «Мюр и Мерилиз»:
- Цена каждого товара приводилась на ценнике, что не давало возможности продавцам обманывать покупателей, а тем — долго и бескомпромиссно торговаться.
- Клиенту давалась возможность обменять не понравившийся товар или сдать его, с полным возвратом денег.
- Все товары, предлагаемые магазином, продавались по умеренным ценам, отвечающим качеству.
- Регулярно, обычно в летний период, в «Мюр и Мерилиз» устраивались распродажи — первые в Москве организованные маркетинговые кампании.
Здание магазина дважды, в 1892 и 1900 годах, страдало от пожаров, начинавшихся внутри и легко распространявшихся по деревянным элементам интерьера. Последний пожар был особенно разрушителен — и в 1908 году на месте старого, почти полностью выгоревшего магазина, открылся новый.
Здание, по-прежнему принадлежавшее компании «Мюр и Мерилиз», сохранило главные преимущества старого магазина: ценники, на которых приводилась окончательная стоимость продукции, и градацию цен, охватывающую богатые и средние в плане финансовой обеспеченности слои москвичей.
Торговля в каменном семиэтажном магазине шла, как и прежде, на редкость успешно, — к 1913 году в «Мюр и Мерилиз» насчитывалось более 80 всевозможных отделов.
Интересно, что здание ЦУМа, построенное в 1908 году и благополучно дожившее до наших дней, — первое в дореволюционной России, построенное с применением железобетонных блоков. Новая технология позволила использовать более тонкие стены, не поступаясь прочностью, — и таким образом оставить больше внутренней площади под торговые отделы. Кроме того, использование железобетона дало возможность отказаться от традиционных массивных колонн, поддерживающих перекрытия, — и увеличить, опять-таки не теряя в прочностных характеристиках, оконные проёмы здания. Проект железобетонного каркаса разрабатывался при участии знаменитого инженера В. Г. Шухова — автора Шуховской радиобашни.
ЦУМ послереволюционный: национализация, война и реконструкция
Сразу после Октябрьской революции магазин перешёл в государственную собственность. Спустя четыре с небольшим года здание, принадлежавшее Мосторгу, было вновь открыто в качестве универмага.
Современное наименование ЦУМ получил уже при Сталине, в 1933 году. «Образцовая торговля» здесь продолжалась вплоть до начала Великой Отечественной войны; в 1941-м в помещениях магазина были устроены казармы.
На закате сталинской эпохи Центральный универсальный магазин, к тому времени снова открытый для покупателей, претерпел переориентацию: здесь стали продавать товары высочайшего качества по соответствующим ценам. В числе других введённых в ЦУМе инноваций были:
- Система самообслуживания.
- Открытая выкладка продукции с возможностью свободного выбора для покупателя.
- Оплат товара через кассы на прилавках.
В дальнейшем Центральный универсальный магазин сохранял ориентацию на торговлю высококачественными, а потому более дорогими товарами.
ЦУМ: история реконструкций
В настоящее время в состав Центрального универсального магазина входят:
- Исторический 7-этажный корпус, построенный в 1908 году.
- Пристройка 1975 года, сначала 6-, а затем 7-этажная.
- Пристройка 2008 года, включающая 3 надземных и 4 подземных уровня.
Первая масштабная реконструкция ЦУМа, случившаяся в 1974–1975 годах, была направлена на устранение повреждений, полученных зданием за почти 70 лет существования (учитывая революцию и две войны), и расширение торговых площадей.
Вторая реконструкция, пришедшаяся на 1996–1997 годы и проведённая немецкой компанией ReDesign Einrichtung, предусматривала очередное увеличение торговых площадей, на этот раз до 5400 м2, перенос офисных помещений и открытие новых магазинов внутри ЦУМа. Работы выполнялись поэтажно, без полного вывода здания из эксплуатации. Помимо расширения внутреннего пространства, в ходе реконструкции были укреплены несущие стены, частично заменены инженерные сети и фрагменты кровли.
В ходе заключительной крупной реконструкции, состоявшейся в 2004–2008 годах, сильно изменился внешний вид здания: для обновления фасада первоначально планировалось использовать природный камень, но затем был выбран более простой в обработке материал — архитектурный бетон. Ввиду отсутствия в России соответствующего производства элементы фасада были изготовлены компанией Decomo из Бельгии. В общей сложности для переоформления фасада ЦУМа было произведено:
- 1100 отдельных декоративных блоков.
- 860 кубометров бетонной массы.
- Более 6300 м2 отделочных элементов.
Максимальная толщина бетонных панелей, размещённых на уровне до 13 метров, составляла 150 миллиметров; выше — 120 миллиметров. Блоки из бетона крепились к поверхности здания стальными анкерами.
В настоящее время историческое здание ЦУМа находится в полной исправности и не нуждается в новой реконструкции или реставрации; остаётся надеяться, что строительные блоки не будут повреждены в погоне за очередным расширением торговых площадей.