Историко-культурная экспертиза памятников культуры, архитектуры и истории — это комплекс работ, выполняемых квалифицированными и аккредитованными экспертами, направленных на выяснение необходимости включения или исключения строительного объекта из списка особо охраняемых, а также изменения статуса подвергаемого экспертизе объекта, например, с федерального на региональное значение.
Компания «Моспроекткомплекс» расскажет, в каком порядке проводится историко-культурная экспертиза, в отношении каких памятников и достопримечательностей необходимо прохождение экспертизы, всегда ли проведение историко-культурной экспертизы подразумевает работу на объекте государственных экспертов, в соответствии с какими законодательными и нормативными положениями и действующими в РФ требованиями проводится экспертиза, какую исходную документацию понадобится подготовить для начала работы экспертов — и почему результаты экспертизы имеют принципиальную важность для лица, в ведении которого пребывает объект культурного наследия.

Почему проведение историко-культурной экспертизы «Моспроекткомплексом» — лучший выбор в 2024 году
Компания «Моспроекткомплекс» проводит все виды проектной и экспертной деятельности в сфере строительства в абсолютном соответствии с актуальными законами и нормами РФ, государственными стандартами и прочими актуальными требованиями. Мы действуем на основании полного пакета государственных и муниципальных разрешений: сертификатов, допусков, аттестатов, — в том числе лицензии Министерства культуры, обязательной для проведения каких бы то ни было проектировочных работ или экспертиз в отношении объектов культурного наследия. Мы не предлагаем сомнительных услуг по «сопровождению»; вместо того, чтобы давать клиентам несбыточные обещания, мы действуем строго в рамках государственных законов, градостроительной политики и архитектурных требований — и неизменно добиваемся положительного результата!
Безусловно, главное достоинство нашей компании — сотрудники. В команде «Моспроекткомплекса» — ведущие эксперты Москвы и Московской области, досконально знающие как законодательство в отношении строительства, разработки проектов вновь возводимых зданий, реконструируемых сооружений и объектов культурного наследия, проведения всех актуальных в строительстве экспертных работ, включая историко-культурную экспертизу, так и специфику взаимодействия со всевозможными государственными надзорными органами, в том числе подготовки необходимой промежуточной документации и заключения по результатам экспертизы.
Стопроцентная точность выводов и рекомендаций наших экспертов, в том числе по вопросам проведения историко-культурной экспертизы, а также подготовки и согласования проекта, предусматривающего реконструкцию, восстановление или приспособление объекта культурного наследия, обеспечивается наличием у «Моспроекткомплекса» полного арсенала высокотехнологичных измерительных и диагностических приборов, зарегистрированных в Росстандарте, поверенных и откалиброванных согласно актуальным государственным рекомендациям.
Обработка данных в процессах разработки проекта или оформления заключения по результатам историко-культурной экспертизы осуществляется с применением современного программного обеспечения, сводящего на нет вероятность возникновения ошибок и гарантирующего полную совместимость инженерной документации. В распоряжении наших экспертов — автолаборатория, оснащённая приборами неразрушающего контроля, дающая возможность проводить инженерные изыскания, обследования и экспертные работы, включая историко-культурную экспертизу, на любых объектах Москвы и Московской области.
Стоимость и сроки проведения независимой экспертизы определяются общим объёмом задач, ставимых перед специалистами, наличием на объекте культурного наследия опасных и труднодоступных участков, прочими усложняющими выполнение работ факторами. Чтобы узнать, во сколько обойдётся выполнение экспертизы на вашем объекте, позвоните нам, отправьте электронное письмо или закажите звонок через форму обратной связи: эксперт «Моспроекткомплекса» перезвонит в указанное вами время и проведёт бесплатную вводную консультацию!
Почему результаты проведения экспертизы памятника архитектуры и истории имеют принципиальное значение для собственника
Для начала следует разобраться, что именно представляет собой объект культурного наследия. Как следует из сути положений действующего в РФ законодательства, этим термином обозначают объекты, отвечающие следующим базовым требованиям:
-
Наличие особой, не имеющей сугубо материальной (финансовой) природы ценности для определённых групп лиц: граждан РФ, жителей того или иного региона или города, представителей различных национальностей и религий. Такая ценность может быть исторической, культурной, эстетической или религиозной; исходя из вышеприведённых положений, само понятие ценности распространяется не только на рукотворные объекты культурного наследия, но и на природные достопримечательности.
-
Наличие необходимого возраста. Вновь возведённый объект, даже самый уникальный и привлекательный, не может быть отнесён к культурному наследию до тех пор, пока не станет неотъемлемой частью культурно-исторической среды, то есть не обзаведётся собственной историей и не обретёт общепризнанной ценности. В соответствии с вышеуказанным требованием, такая ценность может проявляться как в одном, так и в нескольких перечисленных аспектах: например, кафедральный собор может со временем стать частью культурного наследия, поскольку будет иметь и историческую, и архитектурную, и религиозную значимость.
-
Наличие доказательства исполнения вышеприведённых условий. Целью работы экспертов как раз и является определение необходимости отнесения объекта к категории памятников культурного наследия вследствие его соответствия совокупности ранее перечисленных критериев — или, напротив, доказательство, на основании полученных в ходе работ результатов, невозможности или неправильности отнесения объекта к соответствующей категории.
В свою очередь, правовые особенности объектов культурного наследия влекут для собственника такие последствия, как необходимость охраны памятника, в том числе за счёт выделения окружающей его защитной зоны, в которой, в зависимости от специфики ситуации, могут быть запрещены как возведение новых объектов, так и ведение всех разновидностей хозяйственной деятельности. В таких условиях объект, отнесённый экспертами к категории культурного наследия, фактически становится мёртвым грузом, обязывающим собственника к расходам по поддержанию его сохранности и не дающим никаких существенных перспектив.
Здесь и берёт начало конфликт между государственными инстанциями и владельцем объекта культурного наследия. По понятным причинам для государственных служащих оптимальным выходом является обеспечение наиболее благоприятствующих сохранению памятника условий путём введения и поддержания максимально строгих ограничений. Владелец же объекта, отнесённого экспертами к категории культурного наследия, нуждается в возможности развития территории и получения дохода — что предполагает необходимость полного или частичного снятия государственных ограничений.
Мало того, хотя в краткосрочной перспективе введение государственными инстанциями максимально жёстких ограничений действительно гарантирует сохранность памятника культуры и истории, в долгосрочных условиях абсолютная «неприкосновенность» очень часто оборачивается запустением и обветшанием объекта культурного наследия, а затем и «случайным» его уничтожением — как правило, вследствие пожара. Таким образом, необоснованная консервация памятника архитектуры и истории в долгосрочной перспективе в равной степени невыгодна и с государственной, и с частной точек зрения: страна теряет очередную достопримечательность, а собственник — возможность извлекать доход, который, в том числе, мог бы быть направлен на обслуживание объекта культурного наследия.
Здесь и приходит на помощь негосударственная, или независимая, экспертиза. В отличие от государственных экспертов, частные выполняют свою работу, учитывая не только актуальные положения федерального и регионального законодательства, но также потребности и пожелания заказчика, нуждающегося в возможности рационально использовать находящийся в его собственности или управлении объект. Эксперты «Моспроекткомплекса» действуют строго в рамках действующих законов, что обеспечивает заказчику, наряду с положительным решением вопроса, отсутствие в будущем претензий со стороны контролирующих инстанций.
Кем могут проводиться работы в рамках независимой экспертизы памятников историко-культурного наследия
Выводы, содержащиеся в документации, подготавливаемой по результатам историко-культурной экспертизы, непосредственно влияют не только на ограничение возможностей собственника или арендатора в аспекте проведения реконструкции, строительства и аналогичных работ, но и на состояние памятника истории и культуры, в том числе на обеспечение его сохранности в долгосрочной перспективе.
Именно поэтому историко-культурная экспертиза должна проводиться, в соответствии со статьёй 29 Федерального закона №73 (сокращённое наименование — 73-ФЗ) «Об объектах культурного наследия…», с учётом следующих основополагающих принципов:
-
Гласность. Работы в рамках экспертизы осуществляются на основании действующих законов и норм, без применения каких-либо тайных или негласных правил, а в итоговой документации (заключении) приводится вся совокупность выводов и рекомендаций экспертов. Материалы заключения, разумеется, должны быть в полной мере доступны как заказчику, так и контролирующим инстанциям, в ведении которых находится вопрос сохранения и защиты объекта культурного наследия.
-
Законность и объективность. Работы в процессе экспертизы, в том числе подготовка итоговой документации, должны выполняться с учётом всех действующих на данный момент законов, постановлений и норм, как общефедеральных, так и региональных, а также принятых научных методик изысканий и обследований. В заключении по результатам экспертизы приводятся, помимо собственно выводов специалистов, указания на применённые инструменты, методики и средства автоматической обработки данных, что даёт возможность оценить корректность работы экспертов и достоверность содержащихся в документации данных.
-
Максимальное сохранение объекта. Ни строительство, ни реконструкция, ни ведение каких бы то ни было видов деятельности не должны приводить к ухудшению состояния памятника историко-культурного значения. Данное требование учитывается экспертами как при проведении исследований и изысканий, так и при оформлении заключения, содержащего выводы и рекомендации, в том числе относительно размеров охранных зон.
-
Независимость экспертизы. В этом случае под независимостью понимается не разграничение «государственная — негосударственная экспертиза», а максимальная объективность выводов выполнявших экспертные работы специалистов. Отсутствие такой объективности приводит, помимо невозможности обеспечения должной сохранности объекта культурного наследия, к административной (статья 25.9 КоАП) или уголовной ответственности (статья 307 УК) самих экспертов.
Комментарий эксперта (руководитель отдела историко-культурной экспертизы): помимо перечисленных выше критериев, в первую очередь касающихся специалистов, проводящих экспертизу, указанной статьёй предусматривается и обязанность заказчика, будь то частное, юридическое лицо или орган власти, предоставить экспертам полную и правдивую информацию об объекте исследования.
В связи с наличием вышеперечисленных критериев выполнять экспертизу, в том числе историко-культурную, могут лишь специалисты, отвечающие все приведённым ниже требованиям:
-
Наличие соответствующего образования. Как правило, к выполнению экспертизы и подготовке итоговой документации привлекаются специалисты, имеющие высшее образование, касающееся одновременно сфер строительства и историко-культурных изысканий. В исключительных случаях к работе может быть привлечён эксперт с профильным (среднеспециальным) или дополнительным (курсовым) подходящим образованием.
-
Наличие соответствующего опыта. Специалист, которому поручено проводить историко-культурную экспертизу, должен обладать не только нужным в данной сфере (строительства, истории, культурологии, религиоведения) образованием, но и подтверждённым опытом работы.
-
Наличие соответствующей аккредитации. Специалист, привлечённый к выполнению историко-культурной экспертизы, непременно должен пройти процедуру государственной аккредитации, то есть подтверждения наличия у него знаний и навыков, необходимых для осуществления экспертных работ.
Особо следует выделить содержащееся в вышеуказанной статье 73-ФЗ указание на необходимость непредвзятости экспертов, привлечённых к проведению историко-культурной экспертизы. На практике это требование содержит в себе несколько подкритериев:
-
Отсутствие личных (родственных, дружеских) связей со всеми заинтересованными в экспертных выводах сторонами. Обычно под родственными связями подразумеваются лишь ближайшие родственники (родители, дети, братья и сёстры, дедушки и бабушки, внуки и внучки), однако положительным фактором станет и отсутствие более удалённого (двоюродного, троюродного и так далее) родства.
-
Отсутствие материальных (партнёрских, сотруднических, акционерских) связей со всеми заинтересованными в экспертных выводах сторонами. По понятным причинам специалист, выполняющий независимую экспертизу, не должен зависеть в финансовом плане от результатов проводимой им работы.
-
Отсутствие нематериального (этнического, религиозного, эстетического, антипатического или симпатического) интереса в результатах экспертных выводов. На результаты работы эксперта не должны влиять ни его субъективное представление о правильности текущего и планируемого использования объекта культурного наследия, ни его позитивное или негативное отношение к заказчику или иным имеющим отношение к экспертизе лицам.
-
Отсутствие каких бы то ни было иных связей со всеми заинтересованными в экспертных выводах сторонами. Ни одна проверка не в силах выявить всех связей, которые потенциально могут существовать между экспертом и заинтересованными лицами; именно поэтому эксперт обязан самостоятельно ставить заказчика в известность о невозможно непредвзятого выполнения работ и формирования выводов.
Специалисты «Моспроекткомплекса» отвечают всем перечисленным критериям: в нашей команде — высококвалифицированные опытные эксперты, имеющие государственную аккредитацию и регулярно повышающие уровень своей квалификации. «Моспроекткомплекс» строжайше придерживается принципа непредвзятости экспертов — и гарантирует совершенно достоверный результат любой экспертизы, от строительно-технической до историко-культурной!
Порядок выполнения «Моспроекткомплексом» независимой историко-культурной экспертизы
Компания «Моспроекткомплекс» выполняет независимую экспертизу всех классов объектов, относящихся к категории культурного наследия: отдельно располагающихся памятников, логически и исторически связанных памятников (ансамблей), а также достопримечательностей, включая нерукотворные природные ансамбли.
Независимая экспертиза выполняется в несколько стандартных шагов:
1. Заказчик подготавливает техническое задание, в котором приводится полный список вопросов, на которые должны в результате исследований и изысканий ответить независимые эксперты, и пакет исходной документации: правоустанавливающие, то есть указывающие, на каких легальных основаниях заказчик пользуется непосредственно объектом и расположенной под и вокруг него землёй, документы; материалы предыдущих экспертиз, если таковые проводились; решения и предписания надзорных инстанций, отвечающих за сохранность памятников истории и культуры; материалы судебных разбирательств; исторические справки, — и прочие данные, имеющие непосредственное отношение к вопросу проведения экспертизы.
2. Заказчик передаёт техзадание и подготовленные вводные материалы экспертам «Моспроекткомплекса». Специалисты изучают полученные материалы, при необходимости уточняют детали у заказчика, определяет сроки и стоимость выполнения экспертизы, после чего оформляет и передаёт заказчику на подписание договор.
3. По заключении договора эксперты «Моспроекткомплекса» приступают к работе:
-
Собирают дополнительные сведения относительно объекта экспертизы, в том числе запрашивая информацию в государственных архивах и закрытых источниках.
-
Проводят непосредственно на объекте полный цикл изысканий и исследований, позволяющих однозначно ответить на вопросы о возможности или правомерности отнесения объекта к категории историко-культурного наследия, необходимости уменьшения площади защитной зоны или смягчения действующих в ней требований, возможности проведения на объекте мероприятий по его реконструкции или приспособлению к современным условиям эксплуатации.
-
Суммируют и обрабатывают полученную в процессе работы информацию, в том числе используя актуальные научные методики и современные программные средства.
4. Результатом работы специалистов становится оформление и выпуск заключения, содержащего, помимо описания объекта, перечня использованных инструментов, программ и методик, а также вычисленных и табличных данных, общие выводы по заданным в техническом задании вопросам и рекомендации по дальнейшему пользованию объектом.
Экспертное заключение оформляется специалистами «Моспроекткомплекса» в полном соответствии со всеми действующими требованиями, от Градостроительного кодекса до ГОСТов и ЕСКД. Документ не нуждается в предварительной корректировке — заключение сразу пригодно для представления в надзорный орган (в Москве — Москомархитектуру).
Выводы:
-
Проведение историко-культурной экспертизы позволяет определить, принадлежит ли объект к категории ОКН, а также установить для него оптимальную защитную зону.
-
Экспертиза, выполненная независимыми экспертами, даёт достоверное обоснование необходимости сокращения защитной зоны ОКН или смягчения действующих в ней требований.
-
«Моспроекткомплекс» выполняет все виды экспертиз в сфере строительства — быстро, со стопроцентной достоверностью, на любых объектах Москвы и Московской области!