Статуя Свободы, напоминающая о знаковом для истории США событии, принятии Декларации независимости, — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Америки. Памятник, подаренный Соединённым Штатам дружественной Францией, за время существования перенёс несколько циклов ремонтно-реставрационных работ и сейчас находится в относительно исправном состоянии. Об истории создания и особенностях эксплуатации Статуи Свободы расскажет статья «Моспроекткомплекса».
Статуя Свободы: всё начинается с идеи
Замысел гигантской статуи, олицетворяющей дух свободы, принадлежит французскому скульптору Фредерику Бартольди. Последний, согласно его собственным воспоминаниям, воспринял идею от философа и политика Эдуарда де Лабулэ, возглавлявшего Французское антирабовладельческое общество и искренне восхищавшегося победой республиканских сил в недавно завершившейся в США Гражданской войне. Никаких конкретных предложений де Лабулэ, впрочем, не высказывал, поэтому автором Статуи Свободы можно безоговорочно признать Бартольди.
Окончательный проект Статуи Свободы был разработан в 1876 году, уже во времена Третьей Республики. Монумент планировалось подарить Соединённым Штатам Америки к столетнему юбилею подписания Декларации независимости; о знаковой дате напоминает в том числе надпись на скрижали, лежащей в левой руке статуи: JULY IV MDCCLXXVI, то есть 4 июля 1776 года. Помимо самого Бартольди, над проектом работали инженеры Эжен Виоле-де-Дюк и, после его смерти, Гюстав Эйфель с командой помощников.
История строительства Статуи Свободы
Собрать деньги на проектирование и изготовление как самого монумента, так и постамента для него (последний должны были строить американцы) к столетию Декларации независимости не получилось. В августе 1876 года на выделенные энтузиастами средства была собрана лишь рука, держащая факел. К Всемирной выставке, открытой в Париже двумя годами позднее, была готова верхняя часть Статуи Свободы: к ранее существовавшей руке с факелом добавились голова и плечи. В таком виде памятник был выставлен в одном из павильонов. В общем положительный настрой посетителей позволил провести лотерею и собрать 250 тысяч франков.
Многочисленные последующие сборы по подпискам, лотереи, увеселительные мероприятия (вплоть до боксёрских соревнования и цирковых представлений), проведённые во Франции и США, позволили к 1880 году собрать сумму, достаточную для начала строительства Статуи Свободы: порядка 2,25 миллиона франков.
Монумент был завершён летом 1884 года, после чего вновь разобран на 350 фрагментов. Последние упаковали более чем в 200 контейнеров и на фрегате «Изере» транспортировали в Соединённые Штаты. Перевозка завершилась спустя почти год, летом 1885-го.
На тот момент постамент для Статуи Свободы, за который отвечала американская сторона, даже не был начат. Благодаря очередному сбору средств, организованному Джозефом Пулитцером, к августу 1885 года вопрос финансирования наконец был решён. Строительство было начато сразу и продолжалось до апреля 1886 года. Заключительным этапом стала сборка Статуи Свободы, благодаря продуманному делению на фрагменты продолжавшаяся всего 4 месяца.
Статуя Свободы заняла своё место на Манхеттене в августе 1886-го, а торжественное открытие, в котором принимал участие президент Соединённых Штатов Г. Кливленд, состоялось в октябре того же года. Таким образом, несмотря на все финансовые затруднения, открытие Статуи Свободы запоздало всего на десять лет: она стала подарком Франции американскому народу не к 100-, а к 110-летию подписания Декларации независимости.
Конструктивные особенности Статуи Свободы
При проектировании, изготовлении и сборке Статуи Свободы были применены следующие заслуживающие внимания решения:
- Изначально планировалось выполнить монумент из стали. Впоследствии Бартольди отказался от этого материала в пользу меди как более устойчивого к коррозии и в то же время эстетичного металла.
- В оформлении факела использовалось небольшое количество золота.
- Тонкие медные листы (средняя толщина — около 2,6 миллиметра) были отчеканены в деревянных формах.
- Во избежание коррозии между внешней медной оболочкой и стальным каркасом были проложены асбестовые листы.
- Статую Свободы поддерживает повторяющий внешние формы ажурный стальной каркас, спроектированный при участии Г. Эйфеля, создателя Эйфелевой башни.
- Для сборки фрагментов памятника использовались медные заклёпки, в основном устанавливаемые потайным способом.
- Статуя Свободы крепится к постаменту при помощи восьми массивных стальных шпилек, проходящих через толстые балки из того же материала.
- Памятник стоит на гранитном постаменте, в свою очередь размещённом на бетонном основании, на изготовление которого было израсходовано порядка 1,4 тысячи тонн портландцемента.
В настоящее время высота Статуи Свободы составляет (по уровню факела) 93 метра; высота постамента — чуть более 27 метров. На создание памятника было истрачено около 125 тонн стали и 31 тонны меди. Масса основания Статуи Свободы — порядка 27 тысяч тонн.

История реконструкции и реставрации Статуи Свободы
Спустя несколько лет после перевозки в Америку и монтажа Статуя Свободы покрылась характерной для меди зеленовато-серой плёнкой. Изменение цвета вызвало возмущение части американского общества, однако, как было подтверждено экспертами, патина являлась гарантией защиты памятника от разрушения, а не свидетельством корродирования. Идея позолотить весь монумент, чтобы сделать его более видимым в ночное время, по причине дороговизны не воплотилась в жизнь.
За время существования в Статуе Свободы проводились следующие ремонтно-реконструкционные мероприятия:
- В начале 1900-х гг. внутри памятника был оборудован лифт для посетителей, поднимавшийся от постамента к верхней обзорной площадке. Сборкой лифтового механизма занимался Инженерный корпус Армии США.
- После подрыва находящегося поблизости терминала «Блэк Том», случившегося во время Первой Мировой войны, Статуя Свободы незначительно пострадала: был повреждён факел. Масштабных ремонтных работ в то время проведено не было.
- В 1937–1938 гг. состоялся первый масштабный ремонт Статуи Свободы, затронувший внешние конструкции. В частности, были заменена часть внутренних лестниц, отремонтирована протекающая медная оболочка, выявлены очаги коррозии стального каркаса.
- В 1946 году все внутренние элементы памятника, находящиеся в зоне досягаемости посетителей, были покрыты полимерным слоем, с которого легко смывать граффити.
- В 1982 году, в рамках подготовки к празднованию столетнего юбилея, состоялось полное техническое обследование Статуи Свободы, позволившее выявить такие дефекты и недочёты, как смещение посадки головы приблизительно на 60 сантиметров, неправильно выполненное крепление держащей факел руки, сильную продолжающуюся коррозию стальных каркасных элементов и необходимость замены части медных листов.
- В 1984 году, после общенационального сбора средств, Статую Свободы закрыли на ремонт, полностью огородив лесами. В ходе ремонтных работ были удалены слои краски, покрытий на основе асбеста и смолы. Факел был полностью заменён на новый; предложение экспертов заменить и правую руку с плечом натолкнулось на противодействие Службы национальных парков. Для реставрации внешнего слоя были использованы медные пластины с крыши расположенного неподалёку отеля «Бельклэр», имевшие приблизительно такой же оттенок. Каркас был заменён почти полностью: вместо пудлинговой стали использовалась устойчивая к коррозии низкоуглеродистая. Для воссоздания элементов, непосредственно примыкающих к оболочке, был применён сплав ферралиум, отличающийся быстрым восстановлением исходной геометрии после деформации. Кроме того, были заменены лифт и некоторые детали интерьера.
- В 2011 году в Статуе Свободы установили современные лифты. Ремонтно-реконструкционные коснулись также лестниц, служебных помещений и системы освещения.

Благодаря расположению на отдалении от основной части города Статуе Свободы практически не угрожают вибрационные нагрузки от проезжающих машин. Большая часть ошибок проектирования была устранена в ходе ремонта 1980-х годов; на сегодня основной угрозой для памятника остаётся коррозионное воздействие, связанное с повышенной влажностью окружающей среды. Начиная с 4 июля 2013 года монумент вновь полностью открыт для посетителей. Больше статей о чудесах архитектуры, грандиозных зданиях и несбывшихся проектах ждёт вас на канале «Моспроекткомплекса». Заходите — будет интересно!